[<10>] ====== Толкования на 2 Цар. 24:10 ====== ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я** Личности правителей столь определяются заслугами их подчинённых, что зачастую [люди], которые кажутся хорошими, быстро изменяются, получив власть. Как замечено в Священном Писании, тот же Саул переменил своё сердце, обретя [царское] достоинство. Потому и написано: //Не малым ли ты был в глазах твоих, когда сделался главою колен Израилевых?// [[old:1ts:15:17|(1 Цар 15:17)]]. Образ действий правителей так зависим от поступков подданных, что часто из-за порочности паствы до греха доходит и истинно добрый пастырь. Вот, пророк Давид - тот самый, который восхвален свидетельством Самого Бога, который познал небесные тайны, - вдруг исполнившись гордости, согрешил исчислением народа. И хотя согрешил Давид, наказание понёс народ. Почему так? Потому что действительно сердца правителей располагаются соответственно заслугам народа. Но Судия праведный воздал за вину грешника наказанием тех самых людей, из-за которых он и согрешил. А поскольку он и сам не был невинен, ибо проявил гордость своей свободной воли, то тоже понёс наказание за свой грех. Тот безудержный гнев, который поразил тела людей, отозвался нестерпимой болью в сердце правителя. Итак, заслуги правителей и народа так тесно связаны, что часто люди поступают хуже по вине их пастырей, а поступки пастыря изменяются по заслугам народа. //**Нравственные беседы на Книгу Иова.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я** Само по себе, народосчисление не было действием противозаконным: но оно было предосудительно по тем побуждениям, из которых проистекало. С первого взгляда на это обстоятельство, можно подумать, что Давид не имел другой цели, кроме славы Божией, - но, на самом деле, он имел в виду только славу свою собственную: так, когда мы бываем не довольно бдительны над самим собой, самолюбие различным образом приводит ум наш в заблуждение, так что, в то самое время, как нам кажется, что мы приносим жертву Богу и исполняем нашу обязанность, на самом деле, мы приносим жертву идолу своей собственной воли, и, что всего прискорбнее в этом случае, - это есть презрение к самым мудрым советам, упорство в выполнении намерения, которого дурные последствия нам предсказывают люди благоразумные. Слово Божие, говоря о погрешности Давида в наше предостережение от обольщений самолюбия и самонадеянности, с другой стороны, представляет нам в пример его смирение и покорность воле Божией, которые так светло блистают в его раскаянии. ---- Еще не кончилось исчисление народа, как Царь почувствовал в совести своей обличение греха и страх наказания от Бога. //**Слово по освящении храма и по принесении Господу Богу молитв о предохранении от губительныя болезни.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я** **Вздрогнуло сердце Давидово** - при мысли о том, какое великое множество народа вверено Богом его попечению и как недостойно поступил он, отдавшись в этом случае побуждениям преимущественно честолюбивого и властолюбивого характера (см. прим. к [[old:2ts:24:02#lopuxin_ap|2 ст.]]). [<10>]