[<10>] ====== Толкования на 3 Ездр. 9:7 ====== =====Лопухин А.П.===== **Всякий, кто спасется и возможет делами своими и верою, которою веруете, избежать от преждесказанных бед** Праведность, о которой раньше говорил автор, есть праведность подзаконная. Человек, по его убеждению, оправдывается собственными делами [[old:3ezd:08:33|(VIII:33)]], милосердие Бога необходимо лишь для грешников, преступления которых могут быть прощены при соблюдении ими закона [[old:3ezd:07:132|(VII:132–139)]]. Закон и в настоящей, и в будущей жизни выступает на первый план. Он вечен. Несмотря на гибель священных книг, где он был выражен [[old:3ezd:04:23|(IV:23]]; [[old:3ezd:14:21|XIV:21)]], он сохраняет прежнюю силу [[old:3ezd:09:37|(IX:37)]]. Xранением его обусловлено приобретение блаженства в будущей жизни [[old:3ezd:07:127|(VII:127–131)]]. Закон является могущественным орудием в руках Мессии. Посредством закона Он истребляет весь языческий мир [[old:3ezd:13:38|(XIII:38)]]. Отсюда очевидно, что вера, о которой идет здесь речь, занимает в миросозерцании автора далеко не то место, какое отводит ей Ап. Павел. Вера не самостоятельное начало оправдания. «Она является лишь частным делом в ряду остальных дел законных» (Wieseler, 293). Это вера в закон [[old:3ezd:07:024|(VII:24)]], как источник вечной жизни [[old:3ezd:07:127|(VII:127–131)]]. После сказанного с выражениями книги о хранении праведниками веры, как сокровища [[old:3ezd:06:05|(VI:5)]], или о процветании веры в будущем веке, или, наконец, о спасении посредством дел и веры [[old:3ezd:09:07|(IX:7–8]]; [[old:3ezd:13:23|XIII:23)]] нельзя соединять новозаветного смысла. Вера провозглашена была в качестве оправдывающего начала уже пророком Аввакумом [[old:avm:02:04|(II:4)]]. Но лишь христианство раскрыло во всей полноте значение веры в деле спасения. Гильгенфельд несправедливо видит в пророческой книге Ездры отрешение от прежнего взгляда на подзаконную праведность и заметный шаг вперед от Моисеева закона дел к Павлову закону веры (Die Judische Apokalyptik. 235). Послепленное иудейство прониклось лишь сознанием неисполнимости закона, но главный шаг — отрицание закона, как единственного источника оправдания — еще не был сделан. [<10>]