[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 1:32 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 32-35 **И сказал царь Давид: позовите ко мне священника Садока и пророка Нафана и Ванею, сына Иодаева. И вошли они к царю. И сказал им царь: возьмите с собою слуг господина вашего и посадите Соломона, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гиону, и да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: да живет царь Соломон! Потом проводите его назад, и он придет и сядет на престоле моем; он будет царствовать вместо меня; ему завещал я быть вождем Израиля и Иуды** //Вступление Соломона на царство, помазание его и триумфальное шествие.// Царский мул был исключительной принадлежностью царя (у персов царь имел своего особого коня, [[old:esf:06:08|Есф VI:8]]), и приказание посадить Соломона на мула Давида было знаком фактической передачи последним царской власти первому. На это же указывало и торжественное шествие Соломона к Гиону. Гион, евр. Гихон (см. [[old:3ts:01:38|ст. 38]], [[old:3ts:01:45|45]]. Ср. Onomastic. 351), прежними исследователями полагался на западной стороне Иерусалима: так, Робинзон следы Гиона усматривал в остатках двух водопроводов на юго-запад от Иерусалима. Но еще Таргум (ср. [[old:is:08:06|Ис VIII:6]]) и блаж. Феодорит (вопр. 2 на 3 Цар) отождествляли Гион с Силоамским источником, лежавшим, несомненно, на юго-восток от Иерусалима; в [[old:2par:32:30|2 Пар XXXII:30]], [[old:2par:33:14|XXXIII:14]] предполагается восточное положение Гиона относительно города; и по новейшим изысканиям, это - Источник Пресвятой Девы Марии на восточном склоне xpaмовой горы. Xотя последнее местоположение Гиона, по-видимому, не вполне согласуется с предполагаемой в рассказе удаленностью Гиона от камня Зохелет и Эйн-Рогель, однако оно очень вероятно. Во всяком случае акт помазания Соломона на царство ([[old:3ts:01:34|ст. 34]], [[old:3ts:01:39|39]], [[old:3ts:01:44|44]]), бывший для него, как и для Саула ([[old:1ts:10:01|1 Цар X:1]]) и Давида ([[old:1ts:16:13|1 Цар XVI:13]]) символом преподания Св. Духа на дело теократического управления народом Божиим, должен был совершиться в месте большого стечения народа: этого требовали особенно обстоятельства времени - необходимость скорее разрушить замысел Адонии; весь народ должен был скорее узнать о воцарении именно Соломона по воле престарелого Давида. При этом Давид нарочито провозглашает Соломона //"вождем Израиля и Иуды"// ([[old:3ts:01:35|ст. 35]]), имея в виду давнюю рознь Иуды и Израиля, т. е. Иудина колена с Вениаминовым и десяти прочих, рознь, еще недавно давшую себя знать Давиду ([[old:2ts:19:41|2 Цар XIX:41-43]]; [[old:2ts:20:01|XX:1-22]]), а по смерти Соломона разрешившуюся распадением Еврейского царства на два ([[old:3ts:12:16|3 Цар XII:16]] и д. ). [<10>]