[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 2:5 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-6 **Еще: ты знаешь, что сделал мне Иоав, сын Саруин, как поступил он с двумя вождями войска Израильского, с Авениром, сыном Нировым, и Амессаем, сыном Иеферовым, как он умертвил их и пролил кровь бранную во время мира, обагрив кровью бранною пояс на чреслах своих и обувь на ногах своих: поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю** Советы и наставления умирающего Давида Соломону относительно наказания Иоава, а также Семея (8-9) нередко рассматривались толкователями как свидетельство кровожадной мстительности Давида. Но Давид не знал христианского всепрощения: для ветхозаветного человека кровомщение было институтом, регулированным законом ([[old:chis:35:19|Чис XXXV:19]] сл. ; [[old:vtor:19:06|Втор XIX:6]], [[old:vtor:19:12|12]]; [[old:nav:20:03|Нав XX:3]], [[old:nav:20:05|5]], [[old:nav:20:09|9]]), и совершенно обычным явлением жизни ([[old:2ts:14:11|2 Цар XIV:11]]); следовательно, требовать от Давида христианской добродетели, неведомой древнему миру, нельзя, как нельзя, с другой стороны, и пытаться оправдывать Давида: из-за стремления очистить Библию от всех яко бы пятен мы не должны забывать, что священная история дает нам точный и совершенно беспристрастный образ данной эпохи и действующих лиц (припомним, с каким беспристрастием сообщается в Евангелиях и апостольских посланиях о несовершенствах апостолов). - //"Ты знаешь, что сделал мне Иоав"// (5) - по некоторым (напр., проф. Гуляев), имеется в виду главная скорбь, причиненная Давиду Иоавом, - убиение Авессалома ([[old:2ts:18:14|2 Цар XVIII:14]]), но скорее здесь - общее указание на преступное поведение Иоава, сейчас же поясняемое раздельно называемыми двумя примерами совершенного им вероломного убийства двух главных полководцев: Авенира ([[old:2ts:03:27|2 Цар III:27]]) и Амессая [[old:2ts:20:09|(2 Цар XX:9-10]]). Предлагая Соломону применить к Иоаву закон кровомщения, Давид, однако, все предоставляет мудрости, бдительности, осторожности сына; опасность для него со стороны Иоава он хотел предотвратить: "боялся Давид, что Иоав по обычному своему злонравию станет презирать Соломона по его юности и сделает одно из двух: или, прикрываясь личиною благожелательности, умертвит Соломона тайно, как предал смерти Авенира и Амессая, или вооружится открыто и произведет разделение в Израиле (блаж. Феодорит, вопр. 4 на 3 Цар). - Преисподняя (ст. [[old:3ts:02:06|6]], [[old:3ts:02:09|9]]) евр. шеол, LXX: adhV, Vulg. : inferi, слав. //ад// (ассирийск. Siwan - область за горизонтом): подземная темная область ([[old:iov:10:21|Иов X:21-22]]; [[old:pr:09:18|Притч IX:18]]), где находятся все без изъятия мертвые ([[old:ps:015:10|Пс XV:10]]; [[old:os:13:14|Ос XIII:14]]; [[old:pr:05:05|Притч V:5]]; [[old:pr:23:14|XXIII:14]]; [[old:is:38:18|Ис XXXVIII:18]]); как ненасытное чудовище, преисподняя требует (евр. гл. //шал// откуда, может быть, и вышло название шеол) новых и новых жертв смерти ([[old:is:05:14|Ис V:14]]; [[old:avm:02:05|Авв II:5]]: [[old:ps:140:07|Пс СXL:7]]; [[old:pr:01:12|Притч I:12]]; [[old:pr:27:20|XXVII:20]]); в царстве шеола невозможно прославление Бога ([[old:ps:006:06|Пс VI:6]]), равно как прекращается всякая вообще деятельность ([[old:ekl:09:10|Еккл IX:10]]). [<10>]