[<10>] ====== Толкования на 3 Цар.2:10 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовом** [В образе] Авеля понимается христианин, устремляющийся к Богу, как и сам Давид говорит: //мне благо приближаться к Богу!// [[old:ps:072:28|(Пс 72:28)]], то есть отдаляться от земных вещей, дабы приближаться к небесным. И в другом месте он говорит: //Истлевает душа моя о спасении Твоем; уповаю на слово Твое// [[old:ps:118:081|(Пс 118:81)]], - указывая тем, что весь порядок жизни своей он устроил не в земных наслаждениях, а в помышлениях о Слове Божьем. Из всего этого становится понятно, что то, что мы читаем в Книге Царств о Давиде, не просто так написано, но весомо и продуманно: //И почил Давид с отцами своими//. Здесь даётся понять, что верой он был схож с отцами. И тогда ясно, что речь идёт не о погребении тела, а о сопричастии к жизни. **//О Каине и Авеле.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовом** **"И почил** (евр. //ишкав//, LXX: 'ecoimhse, Vulg. : dormivit) **Давид с отцами своими"** - о духовном посмертном общении Давида с отцами (ср. [[old:gen:25:08|Быт XXV:8]]; [[old:gen:35:29:|XXXV:29]], [[old:gen:49:23|XLIX:23]]), а не в смысле совместного погребения, так как фамильной гробницей предков Давида был Вифлеем, а он "был погребен в городе Давидовом", т. е. на Сионе ([[old:2ts:05:07|ср. 2 Цар V:7]], сн. блаж. Феодорита, вопр. 6; //Евсевия - Иеронима//, Onomastic. 875), именно на восточном склоне горы в долине Тиропеон, прорезывавшей Иерусалим с севера к югу, близ источника Силоама ([[old:neem:03:15|Неем III:15-16]], по И. Флав. , to de mnhma para thV Siloam einai); здесь были погребены и другие цари Давидовой династии (напр., [[old:3ts:11:43|3 Цар XI:43]]; [[old:3ts:14:31|XIV:31]]; [[old:3ts:15:08|XV:8]]), без сомнения, не все (см. [[old:2par:26:23|2 Пар XXVI:23]]; [[old:2par:28:27|XXVIII:27]]; [[old:4ts:21:18|4 Цар XXI:18]], [[old:4ts:21:26|26]]). Нынешние так называемые "царские гробницы" (арабск. "Калба шавуа") к северу от Иерусалима, по вероятнейшему предположению археологов, служат остатками гробниц царей Адиабенских, около времени Иисуса Xриста принявших иудейство и поселившихся в Иерусалиме. По И. Флавию (Древн. VII, 15, 3, сн. блаж. Феодорита вопр. 6), в гробницу Давида Соломоном были положены несметные сокровища, так что впоследствии Гиркан мог достать из нее на военные нужды 3000 талантов серебра (Древн. XIII, 8, 4; Иуд. война I, 2, 5), а позже Ирод нашел там множество драгоценностей (Древн. XVI, 7, 1). Место гробницы Давида было общеизвестно еще в евангельское время ([[new:act:02:29|Деян II:29)]]; позже предание об этом было утрачено, и уже в III в. указывали ее в Вифлееме, в средние века - в юго-западной части Иерусалима, в так называемом Coenaculum, а ныне к юго-западу от города за Сионскими воротами. [<10>]