[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 2:36 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 36-46 **И послав царь призвал Семея и сказал ему: построй себе дом в Иерусалиме и живи здесь, и никуда не выходи отсюда; и знай, что в тот день, в который ты выйдешь и перейдешь поток Кедрон, непременно умрешь; кровь твоя будет на голове твоей. И сказал Семей царю: хорошо; как приказал господин мой царь, так сделает раб твой. И жил Семей в Иерусалиме долгое время. Но через три года случилось, что у Семея двое рабов убежали к Анхусу, сыну Маахи, царю Гефскому. И сказали Семею, говоря: вот, рабы твои в Гефе. И встал Семей, и оседлал осла своего, и отправился в Геф к Анхусу искать рабов своих. И возвратился Семей и привел рабов своих из Гефа. И донесли Соломону, что Семей ходил из Иерусалима в Геф и возвратился. И послав призвал царь Семея и сказал ему: не клялся ли я тебе Господом и не объявлял ли тебе, говоря: "знай, что в тот день, в который ты выйдешь и пойдешь куда-нибудь, непременно умрешь "? и ты сказал мне: "хорошо "; зачем же ты не соблюл приказания, которое я дал тебе пред Господом с клятвою? И сказал царь Семею: ты знаешь и знает сердце твое все зло, какое ты сделал отцу моему Давиду; да обратит же Господь злобу твою на голову твою! а царь Соломон да будет благословен, и престол Давида да будет непоколебим пред Господом во веки! и повелел царь Ванее, сыну Иодаеву, и он пошел и поразил Семея, и тот умер** По подозрению к Семею (сн. [[old:3ts:02:08|ст. 8-9]]), который мог иметь сильные связи в родном ему Вениаминовом колене (ср. [[old:2ts:19:19|2 Цар XIX:19]] сл. ), Соломон связывает его словом (по LXX и слав. - и клятвою: kai qayon aeton, и //заклят его//, ст. 37, ср. //Иосифа Флав.// Древн. VIII, 1, 5) не покидать Иерусалима, не переходить потока Кедрона - восточной границы Иерусалима ([[old:2ts:15:23|2 Цар XV:23]]; [[old:4ts:23:04|4 Цар XXIII:4]], [[old:4ts:23:06|6]], [[old:4ts:23:12|12]]; [[old:ier:31:40|Иер XXXI:40]], ср. Onomastic. 610: теперь - Wadi-en-Nahr), за которой лежали Бахурим, родина Семея. Xотя отлучка последнего к Анхусу филистимскому (ср. [[old:1ts:21:11|1 Цар XXI:11]]; [[old:1ts:27:02|XXVII:2]]) по совершенно невинному поводу не давала основания к обвинению Семея в обнаружении злой воли, но Соломон спешит воспользоваться этим поводом и за вражду к дому Давидову (ст. 44) казнит Семея (ср. блаж. Феодор, вопр. 8). Заключение главы "и утвердилось царство в руках Соломона", т. е. благодаря мерам его, описанным в 23-46 ст., - в переводах LXX, Vulg., слав. -русск. отнесено к началу III главы, но по свойству библейско-еврейской историографии замечание это, дающее итог предыдущего, должно иметь место, занимаемое им в евр. масор. тексте, т. е. в конце II главы. [<10>]