[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 6:18 ====== ===== Беда Достопочтенный ===== **На кедрах внутри храма были вырезаны подобия огурцов и распускающихся цветов; все было покрыто кедром, камня не видно было** Мы уже говорили, что кедр обозначает превосходную красоту добродетелей. И вот, весь дом изнутри отделан этим деревом тогда, когда сердца праведников начинают сиять не чем иным, как любовью к делам добра, а на кедрах внутри тогда появляется искусная резьба, когда эти избранные соединяются друг с другом в великолепном союзе любви так, что, несмотря на бесконечное множество верующих, о них, тем не менее, с полным правом возможно сказать, что они имеют одно сердце и одну душу в силу разделяемой ими общей веры и общей любви. Точёные соединения, связывавшие доски, чтобы получалось одно целое, - это и есть сами обязательства любви, которыми удерживается святое братство и которыми оно во всём мире собирается в единый дом Христа. Кроме того, дом украшен резьбой тогда, когда святые, вовсе не тая и не скрывая дела добродетельные, а совершая их явно, всем показывают как пример для жизни, каковы они сами и что они делают, как поступал и апостол Павел, который своей проповедью Христа язычникам и личным страданием за Христа не только продемонстрировал свою высоту, но и в посланиях церквам повествовал о том, как много несчастий он принял за Христа и сколь великими откровениями восхищен был в блаженной славе. И когда слушателям своим без колебания он говорил: //Будьте подражателями мне, как я Христу// [[new:1kor:11:01|(1 Кор 11:1)]], то что он показывал, как не выставленные напоказ резные [украшения] в доме Господнем, которые, будучи явлены в нём в исключительной мере, доступны подражанию всех [людей]? **//О храме.//** ===== Лопухин А.П. ===== **На кедрах внутри храма были вырезаны подобия огурцов и распускающихся цветов; все было покрыто кедром, камня не видно было** (Ср. 29). Деревянные доски, покрывавшие стены храма, нигде не были видны, как и камни: дерево было всюду покрыто золотом и резьбой. Резьба эта (у греков koilan aglufa) состояла из глубоко углубленных очерков известной картины никогда не выдававшихся выше плоскости стены (в виде рельефа). Сюжетами картин были херувимы ([[old:3ts:06:29|ст. 29]], [[old:3ts:06:32|32]]), пальмы (там же), колокинты - род диких огурцов и распустившиеся цветы, вероятно, лилии (сн. [[old:3ts:07:19|VII:19]], [[old:3ts:07:22|22]], [[old:3ts:07:26|26]]). Пальма - символ красоты, величия и нравственного совершенства ([[old:ps:091:13|Пс XCI:13]]), но вместе и эмблема Израиля, почему на римских монетах, чеканенных на счет взятой при разрушении Иерусалима добычи, плененная Иудея ("ludaea capta") изображалась в виде пальмы. Колокинты и цветы имели второстепенное декоративное значение, окружая поле херувимов и пальм. [<10>]