[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 7:27 ====== ===== Беда Достопочтенный ===== **И сделал он десять медных подстав; длина каждой подставы - четыре локтя, ширина - четыре локтя и три локтя - вышина** Легко понять, почему подставы были длиной в четыре локтя, шириной - в четыре, высотой - в три. Длина относится к долготерпению, ширина - к всеобъемлемости любви, высота - к надежде на небесную награду. Есть четыре основные добродетели, от которых зависят все остальные: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Потому и длина и ширина подстав равнялась четырём локтям, что святые проповедники - терпят ли они с виду превратности мира, длительность изгнания или временные трудности, обогащают ли сердце своё любовью к своему Творцу и своим ближним, имея радость внутри - всегда обращают внимание на добродетели. Они мудро различают добро и зло, мужественно переносят невзгоды, удерживают сердце своё от стремления к удовольствиям, справедливы в своих поступках. Высота же подстав тогда [достигает] трёх локтей, когда через воплощение добродетелей, которое осуществляется перенесением зла и любовью добра, они стремятся, постоянно помышляя [об этом], прийти к видению Святой Троицы. **//О храме.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 27-39 **И сделал он десять медных подстав; длина каждой подставы - четыре локтя, ширина - четыре локтя и три локтя - вышина. И вот устройство подстав: у них стенки, стенки между наугольными пластинками; на стенках, которые между наугольниками, изображены были львы, волы и херувимы; также и на наугольниках, а выше и ниже львов и волов - развесистые венки; у каждой подставы по четыре медных колеса и оси медные. На четырех углах выступы на подобие плеч, выступы литые внизу, под чашею, подле каждого венка. Отверстие от внутреннего венка до верха в один локоть; отверстие его круглое, подобно подножию столбов, в полтора локтя, и при отверстии его изваяния; но боковые стенки четырехугольные, не круглые. Под стенками было четыре колеса, и оси колес в подставах; вышина каждого колеса - полтора локтя. Устройство колес такое же, как устройство колес в колеснице; оси их, и ободья их, и спицы их, и ступицы их, все было литое. Четыре выступа на четырех углах каждой подставы; из подставы выходили выступы ее. И на верху подставы круглое возвышение на поллоктя вышины; и на верху подставы рукоятки ее и стенки ее из одной с нею массы. И изваял он на дощечках ее рукоятки и на стенках ее херувимов, львов и пальмы, сколько где позволяло место, и вокруг развесистые венки. Так сделал он десять подстав: у всех их одно литье, одна мера, один вид. И сделал десять медных умывальниц: каждая умывальница вмещала сорок батов, каждая умывальница была в четыре локтя, каждая умывальница стояла на одной из десяти подстав. И расставил подставы - пять на правой стороне храма и пять на левой стороне храма, а море поставил на правой стороне храма, на восточно-южной стороне** Как для омовений священников служило медное море, так для омовения мертвенных частей перед сожжением их на жертвеннике (ср. [[old:lev:01:09|Лев I:9]]; [[old:iez:40:38|Иез XL:38]]) служили особые сосуды числом 10, "умывальницы" (//кийорот//, [[old:3ts:07:38|ст. 38]]; [[old:2par:04:06|2 Пар IV:6]]), поставленные на особых "подставах" (//мехонот//, ст. 27). Последние описываются в данном разделе 3 Цар. с величайшей подробностью, вероятно, по новизне и изяществу сооружения этого третьего произведения художества Xирама (после 2 колонн и медного моря). Каждая подстава представляла четырехугольный ящик по 4 локтя в длину и ширину и 3 локтя глубиной или вышиной (27); боковые стенки этих ящиков состояли из пластинок с накладками (евр. //шелаббим//, Vulg. Juncturae) по углам [[old:3ts:07:28|(28)]]. На стенках - резные изображения львов, волов (может быть, идея всеобщего мира в Царстве Божием и царстве природы, как в [[old:is:11:06|Ис XI:6-9]]) и пальм, а внизу - переплеты венков или фестонов из распустившихся цветов [[old:3ts:07:29|(29)]]. В верхней части ящика-подставы было приспособление для принятия и утверждения умывальницы, выгнутое в середине и названное венцом или капителью, в 1/2 локтя вышиной [[old:3ts:07:35|(35)]] и 1 1/2 локтя в диаметре [[old:3ts:07:30|(30-31)]]. Для сообщения устойчивости на каждой капители, к верхнему углу ящика, были приделаны плечевидные выступы (евр. //кетефот//), выходившие из четырех угловых столбиков ящика, описывавшие небольшой выгиб и охватывавшие умывальницу с четырех сторон в качестве подпор. Внизу у каждого ящика подставы были проделаны оси и на них колеса обычного устройства (с спицами, ступицами и под.), в 1 1/2 локтя в диаметре, причем по высоте своей колеса не должны были заслонять стенок ящика [[old:3ts:07:30|(30,]] [[old:3ts:07:32|32-34)]]. Крышка, стенки и подпорки ящиков были покрыты резьбой [[old:3ts:07:36|(36)]]. Самые умывальницы, стоявшие на тех подставах, описываются кратко: они имели форму тазов с раздавшейся верхней частью, как бы котлообразной (сн. [[old:ish:30:18|Исх XXX:18]]). Диаметр каждого таза - 4 локтя, а глубина - 1 локоть [[old:3ts:07:38|(38)]]. Сложным и подвижным устройством умывальниц имелось в виду облегчить наполнение их водою, затем опорожнение их; в первом случае их подкатывали к большему водохранилищу - медному морю; во втором, по пресыщении воды кровью, умывальницы пододвигались к особой кровосточной трубе при жертвеннике. Эти колесницы-умывальницы были настолько тяжелы, что для передвижения их требовались совокупные усилия нескольких человек; они требовали тщательного ухода за собой, потому что, стоя постоянно под открытым небом, они нередко омывались дождем и подвергались порче. [<10>]