[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 8:1 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 1-2 **Тогда созвал Соломон старейшин Израилевых и всех начальников колен, глав поколений сынов Израилевых, к царю Соломону в Иерусалим, чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова, то есть Сиона** Две недели [праздника] и две церковные службы были исполнены народом Господним с величайшей радостью. Первая из них послужила прообразом церковной службы нашей Церкви, которую начал Христос таинством освящения Своего храма и перенесением Своей плоти на Небеса. А вторая предсказывала последний день, величайший из торжественных дней, который будет сиять для всех святых после воскресения плоти. И распределение обязанностей и служений в небесном храме вечности последует после того дня. Поэтому праведные — это члены Христа, и у них будет не только одно дело или одна обитель на Небесах, согласно тому, что Господь говорит: //В доме Отца Моего обителей много// [[new:in:14:02|(Ин 14:2)]]. **//Комментарии на 3-ю книгу Царств.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== II. Паримия из 3-ей книги Царств на праздник Введения (гл. 8:1–11) В сей паримии идет речь об освящении новосозданного храма Соломонова. Ст. 1–2 **Бысть, яко соверши Соломон еже создати дом Господень, и собра вся старцы Израилевы в Сион, взнести кивот завета Господня из града Давидова, сей есть Сион** Мысль о создании храма взамен подвижной **скинии** впервые возникла у **Давида** и одобрена была другом его пророком Нафаном. Но в ту же ночь после этого одобрения Бог объявил **Давиду** чрез того же пророка, что он, как человек проливший много крови врагов, не созиждет храма Богу любви и мира, и что сие исполнится в мирное царствование сына его **Соломона**. **Давид** покорился воле Божией и занялся только заготовлением нужного для этого великого дела. Он заготовил множество золота, серебра и дорогих камней, сам начертал план и рисунки будущего здания и его принадлежностей, и все это, умирая, передал **Соломону. Соломон** заложил храм в четвертое лето своего царствования, в 480 году по исходе Израильтян из Египта, за 1017 годов до Рождества Христова. Постройка производима была в течении семи с половиною годов [[old:3ts:06:37|(3Цар. 6:37–38)]] под руководством художника Хирама, Еврея происхождением и Тирянина по месту рождения при участии 180 тысяч нанятых рабочих из Евреев и иноплеменников. – Место для храма было избрано еще при Давиде, во время моровой язвы, посланной Господом в наказание за произведенное Давидом без нужды народосчисление. Это место была гора Мория, купленная Давидом у владельца ее Иевусея Орны за 600 сиклей серебра, после того как явился на ней Давиду Ангел всегубитель с мечем простертым на Иерусалим и вслед затем по повелению Божию принесена была Давидом на сей горе жертва Богу. На жертву Господь ниспослал с неба огонь, и язва прекратилась. С сего времени Давид неоднократно приносил жертвы на горе Мории и назначил ее для построения храма. Священная важность этого места возвышалась еще преданием, что здесь Авраам приносил во всесожжение сына своего Исаака. – Работы по созданию храма кончены были в 8-й месяц [[old:3ts:06:38|(3 Цар. 6:38)]], а освящение его отложено было до следующего года и последовало в 7-ой в священном году и первый в гражданском месяце Тисри [[old:3ts:08:02|(3 Цар. 8:2)]]. Освящение храма положено было совершить в этот месяц потому, что первая половина его проходила в трех праздниках. – Труб (1 день месяца), Очищения (10 день) и Кущей (15 день). К последнему празднику обязаны были являться, по закону Моисееву, все Израильтяне мужеского пола. Таким образом торжество освящения храма должно было увеличиться от совпадения с великими годовыми праздниками. – Празднование освящения началось в 8-й день месяца и продолжалось до 23-го дня со включением праздника Кущей [[old:3ts:08:65|(3 Цар. 8:65–66]]; [[old:2par:07:09|2 Пар. 7:9–10)]]. – К участию в торжестве освящения **Соломон собра вся старцы Исраилевы в Сионе**. – **Старцы Израилевы** – это лица, имевшие судебную и начальственную власть в городах Израилевых, отправлявшие свою должность на площади у городских ворот [[old:iov:29:07|(Иов. 29:7)]] и в качестве представителей своих сограждан присутствовавшие при общественных жертвоприношениях [[old:1ts:15:30|(1 Цар. 15:30)]]. В этом качестве **старейшины Израилевы**, вместе с начальниками колен и главами семейств, должны были присутствовать и при освящении храма. Торжество освящения началось перенесением в храме **ковчега завета с Сиона, из града Давидова**, куда и **собрал Соломон старцев. Сион** – горная возвышенность на юге Иерусалима. **Градом Давидовым**, или крепостию Давидовою, она называлась потому, что на вершине ее сначала стояла Хананейская крепость, которую взял **Давид**, и которую он расширил, обстроил и обратил в свою резиденцию. Сюда же **Давид** с торжеством перенес **ковчег завета**, который по возвращении от Филистимлян, захвативших его при первосвященнике Илии, находился на северных границах Иудина колена, в гор. Кариафиариме, в частном доме, а не в **скинии**, бывшей в Гаваоне. Для помещения **ковчега Давид** устроил на **Сионе** новую **скинию**, оставив в Гаваоне ветхую Моисееву и назначив для служения в ней особого первосвященника с штатом священников и левитов. С неменьшею, чем при Давиде, торжественностию **Соломон** распорядился **перенести ковчег завета с Сиона** в новоустроенный храм на горе отделенной от **Сиона** долиною и находящейся на северо-восток от **Сиона**. **//Толкование на паремии из книг Царств.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **Тогда созвал Соломон старейшин Израилевых и всех начальников колен, глав поколений сынов Израилевых, к царю Соломону в Иерусалим, чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова, то есть Сиона** //Освящение храма Соломонова. Перенесение ковчега.// Соответственно важности построенного храма для всей теократии, для всего народа, Соломон приглашает на освящение храма всех представителей народа ("**начальников колен, глав поколений**" - термины, характеризующие родовой быт народа). Освящение было назначено на 7-й месяц - по древнехананейскому названию Афаним (евр. //Этаним// - месяц "даров или плодов", или "постоянных ручьев"), позже Тисри (у //И. Флав.// VIII, 4, 1 Θισρί), в котором праздновался, между другими, и торжественный праздник Кущей [[old:lev:23:39|(Лев XXIII:39-43)]], привлекавший многолюдное стечение паломников в Иерусалим, и потому 7-й месяц был наиболее благоприятным для торжества освящения храма. Но в каком году произошло это освещение? Непосредственная связь [[old:3ts:08:01|VIII:1]] с [[old:3ts:07:51|VII:51]], как и самое существо дела, требуют признать, что вскоре по построении храм был освящен. Если по [[old:3ts:06:38|VI:38]] храм был окончен в 8-м месяце (Буле) одиннадцатого года Соломонова царствования, то освящение, естественно, могло произойти только в 7-м месяце следующего, 12-го года царствования Соломонова, причем промежуточный срок (ок. 11 месяцев) мог быть употреблен на снабжение храма утварью и вообще на внутреннюю его отделку (ср. [[old:3ts:07:14|VII:14-51]]). Трудно согласиться с взглядом Эвальда, проф. Гуляева, что храм был освящен в 7-м месяце года окончания его, т. е. до полного завершения работ (в 8-м месяце). Но совершенно нельзя принять даты принятого текста LXX, по которому освящение храма совершено было уже по окончании дворца Соломонова, т. е. через 13 лет по построении храма: καὶ ἐγένετο, ὠς σονέτελεσεν Σαλομὼν τὸν οῖκον Κυρίου καὶ τὸν οῖκον αύτο῀υ μετὰ εἴκοσι ἔτη; последние слова - явно вставка из [[old:3ts:09:01|IX:1]], [[old:3ts:09:10|10]], нарушающая связь глав VIII и VII и вносящая несообразную мысль, будто храм оставался не освященным целых 13 лет. Напротив, по евр. т., Иосифу Флавию (Древн. VIII, 4, 1) и Иудейскому преданию (Midrasch Wajikra Rabba к Лев X), освящение храма последовало вскоре за окончанием его. [<10>]