[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 8:11 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень.** Очевидно, что здесь «**славою Господнею**» называется чудесный «**облак**», осенивший и наполнивший храм, и бывший видимым знамением невидимаго, благодатнаго присутствия Божия. //**Слово по освящении храма Святителя Николая, в Перервенском монастыре (Напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1841 год.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== II. Паримия из 3-ей книги Царств на праздник Введения (гл. 8:1–11) В сей паримии идет речь об освящении новосозданного храма Соломонова. **Не возмогоша священницы служити от лица облака, яко исполнися славы дом Господа Вседержителя** Жертвы уже были возложены на новый жертвенник, но **священники не могли** продолжать священнослужения. **Облако**, сокрывавшее славу присутствия Божия, наполнило не только здание храма, но и двор с жертвенником. **Священникам** с трудом можно было что-нибудь разглядеть в распространившейся мгле, их притом объял благоговейный трепет пред величием Господа и сделал их неподвижными. Все стояли в безмолвии. Умолкли звуки певцев и музыкантов занимавших место пред жертвенником и восхвалявших Господа [[old:2par:05:11|(2 Пар. 5:11–14)]]. Безмолвие прервано было речью и молитвою Соломона, – и уже после этой молитвы совершилось первое всесожжение на новом жертвеннике: чудесный огонь из **облака**, наполнявшего храм, воспламенил и поглотил приготовленные жертвы [[old:2par:07:01|(2 Пар. 7:1)]], как это было и при освящении Моисеевой скинии. На праздник Введения положено читать рассмотренную паримию потому, главным образом, что в описанном в ней событии Церковь видит преобразование события, воспоминаемого в сей праздник. В паримии идет речь об освящении храма Соломонова для обитания в нем Божия среди людей. Соответственно сему Пречистая Дева, трилетняя отроковица, вводится во храм для уготовления и освящения Ее к тому, чтобы быть Ей жилищем Небесного Царя, каким были до Христа скиния и храм. «Приближися, – поет о Пресвятой Деве Церковь в день введения Ее во храм, – во храм святый яко свята, освятится в обителище Всецаря» (Стихиры на литии). Это освящение состояло в том, что Она, будучи трех лет, принята в храм, как жертва непорочная, Богу посвященная, и оставлена при храме для воспитания согласно Ея назначению послужить воплощению от Нее Сына Божия. «Пойди, Чадо, говорит Ей праведная Анна, получившая Ее от Бога после долговременного неплодства, – Давшему Тебе буди возложение и уготовися быти Иисусово вместилище» (Стиховны на Введение). «Да веселится Иоаким и Анна да радуется, яко принесоша Богу, яко трехлетствующую юницу, непорочную Владычицу» (Стихиры на литии). Восхваляя Пресвятую Деву, как предопределенную в жилище Сына Божия, св. Церковь в своих песнопениях на службе Введению и других службах применяет к Ней имена храма и принадлежностей его. Она именует Ее пречистым храмом Спасовым, Святым Святых, одушевленным Божиим кивотом, и имея в виду значение поставленных у священного кивота херувимов, исповедует Ее престолом херувимским. //**Толкование на паремии из книг Царств.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень.** См. Толкование на [[old:3ts:08:10#lopuxin_ap|3 Цар. 8:10]] [<10>]