[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 8:22 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== III. Паримия из 3-ей книги Царств в день памяти обновления Иерусалимского храма Воскресения, 13 сентября, во дни памяти равноапостольных царей Константина и Елены, 23 мая, и равноапостольного князя Владимира, 15 июля, и в праздник Нерукотворенного Образа, 16 августа (8:22–23, 27–30). В сей паримии содержится часть молитвы Соломона при освящении храма. Ст. 22-23 **Ста Соломон пред лицем олтаря Господня, пред всем собором Израилевым, и рече: Господи Боже Израилев, несть, якоже Ты, Бог на небеси горе и на земли низу** Долго ли облак наполнял храм, по внесении в него священного кивота, и долго ли царило в нем безмолвие, неизвестно. Но вот облак рассеялся, и безмолвие первый прервал **Соломон**. Он, как мирянин, стоял вместе с народом во втором дворе храма и здесь взошел на устроенное для него возвышенное царское место, и в речи к народу торжественно исповедал пред ним присутствие Господа во мгле облака, преподал всему Израилю благословение и возблагодарил Господа за свое царствование, за господствующий во дни его мир и за совершение храма. Вслед за сим** Соломон ста пред лицем олтаря Господня**. Речь к народу **Соломон** держал, обратившись к нему **лицем** [[old:2par:06:14|(2 Пар. 6:14)]]; но собравшись произнести молитву, он обратился **лицем к олтарю**, или жертвеннику всесожжения, находившемуся в первом дворе, примыкавшем к зданию храма, и к самому храму, как к месту обитания Божия во Святая Святых. Эту молитву он произнес с воздетыми руками (//воздвиже руце на небо//) и преклонив колена [[old:3ts:08:54|(3 Цар. 8:54]]; [[old:2par:06:12|2 Пар. 6:12)]]. Евреи молились обыкновенно стоя. Первое известие о коленопреклонении в молитве соединяется с именем **Соломона**. По его примеру молились, преклонив колена, священник Ездра, пророк Даниил, в Новом Завете апостолы Петр и Павел и архидиакон Стефан. Молитву свою Соломон начал так: "**Господи Боже Израилев! Несть, якоже Ты, Бог на небеси горе и на земли низу**". В сем исповедании величия Божия заключается та мысль, что не только нет богов, равных **Богу Израилеву**, но и совсем нет других богов, кроме Его Одного, хотя язычники воздают божескую честь тварям небесным и земным. //**Толкование на паремии из книг Царств.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу** Начиная молитву, Соломон снова обращается к храму, воздевает руки свои к небу и преклоняет колена [[old:3ts:08:54|(ст. 54)]] на медном амвоне [[old:2par:06:13|(2 Пар. 6:13)]]. Воздевание рук для молитвы, ср. [[old:3ts:08:38|ст. 38]], - древний и постоянный обычай, естественное выражение молитвенного настроения (ср. [[old:ish:09:29|Исх. 9:29]], [[old:ish:09:31|31]]; [[old:is:01:15|Ис. 1:15]]; [[old:iov:11:13|Иов 11:13]] и др.). Преклонение колен при молитве столь же естественное проявление благоговенного молитвенного чувства, встречающееся в Библии задолго до плена вавилонского ([[old:gen:24:26|Быт. 24:26]], [[old:gen:24:52|52]]; [[old:is:45:23|Иc. 45:23]]; [[old:iov:01:20|Иов 1:20]] и др. ), вопреки мнению (Бенцингера и др. ), будто обычай коленопреклоненной молитвы послепленного происхождения и будто уже поэтому молитва Соломона могла возникнуть лишь после плена. [<10>]