[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 8:62 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 62-66 **И царь и все Израильтяне с ним принесли жертву Господу. И принес Соломон в мирную жертву, которую принес он Господу, двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого скота. Так освятили храм Господу царь и все сыны Израилевы. В тот же день освятил царь среднюю часть двора, который пред храмом Господним, совершив там всесожжение и хлебное приношение и вознеся тук мирных жертв, потому что медный жертвенник, который пред Господом, был мал для помещения всесожжения и хлебного приношения и тука мирных жертв. И сделал Соломон в это время праздник, и весь Израиль с ним, - большое собрание, сошедшееся от входа в Емаф до реки Египетской пред Господом Богом нашим; - семь дней и еще семь дней, четырнадцать дней. В восьмой день Соломон отпустил народ. И благословили царя и пошли в шатры свои, радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу Своему Давиду и народу Своему Израилю** //Жертвы и празднества.// Огромное число жертв (63), преимущественно мирных (евр. //шламим//), соединявшихся, как известно, с пиршествами приносителей и приглашенных ими сотрапезников ([[old:lev:07:11|Лев VII:11]]; [[old:vtor:12:07|Втор XII:7]]; [[old:vtor:14:23|XIV:23]]), вполне понятно при громадном стечении народа (65) на торжество [Подобное стечение народа в Иерусалиме имело место и впоследствии, напр., в праздник Пасхи. По И. Флавию (Иуд. война VI, 9, 3), в роковой для Иудеи год (70 г. по Р. X. ) падения Иерусалима на праздник Пасхи собралось около 2 млн. человек: одних агнцев пасхальных было заклано 256 000], длившееся не менее двух недель (65, ср. Феодорит, вопр. 30). Ввиду обилия жертв, устроены были и освящены дополнительные жертвенники во дворе храма. Выражение //"от входа в Емаф до реки Египетской"// напоминает известное уже "от реки (Евфрата) до земли Филистимский и до пределов Египта" ([[old:3ts:04:21|IV:21]]; [[new:evr:05:01|Евр V:1]]); оба выражения определяют границы Еврейского царства при Соломоне от крайнего северо-востока до крайнего юго-запада. Емаф (евр. Xамат, LXX: Hmaq, 'Emaq, Aimaq; Vulg. : Emath) - при Моисее - северный предел обетованной земли ([[old:chis:13:22|Чис XIII:22]]; [[old:chis:34:08|XXXIV:8]]. Onomastic. 424-425), к северу от гор Ермона или Антиливана, на реке Оронте. При Давиде Емаф с областью был самостоятельным государством, и здесь был дружественный Давиду князь Фоа ([[old:2ts:08:09|2 Цар VIII:9-10]]; [[old:1par:18:09|1 Пар XVIII:9-10]]); Соломон занял его ([[old:2par:08:03|2 Пар VIII:3-4]]) и укрепил ([[old:3ts:09:19|3 Цар IX:19]]; ср. [[old:4ts:14:28|4 Цар XIV:28]]; [[old:4ts:17:24|XVII:24]], [[old:4ts:17:30|30]]; [[old:4ts:18:34|XVIII:34]]; [[old:4ts:19:13|XIX:13]]). У греков впоследствии Емаф назывался 'Epifaneia (Reland. Palastin, 119). "Река Египетская" или "поток (евр. нахал) Египетский" - не Нил, а юго-западная граница Палестины ([[old:chis:34:05|Чис XXXIV:5]] и др. ), где был город Ринокорура, теперь Эль-Ариш, близ Газы (Onomast. 797). //"Семь дней и еще семь дней, четырнадцать дней"//: первые 7 дней - с 8 до 14 числа 7-го месяца Этанима или Тисри, а затем 15-22 числа того же месяца - празднование семидневного праздника ([[old:lev:23:39:|Лев XXIII:39]]) Кущей ([[old:2par:07:08|2 Пар VII:8-10]]), в день отдания которого (8-й день, 23-го числа, [[old:3t:08:66|ст. 66]], ср. [[old:2par:07:10|2 Пар VII:10]]) Соломон отпустил народ. [<10>]