[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 12:5====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-15 **И сказал он им: пойдите и чрез три дня опять придите ко мне. И пошел народ. Царь Ровоам советовался со старцами, которые предстояли пред Соломоном, отцом его, при жизни его, и говорил: как посоветуете вы мне отвечать сему народу? Они говорили ему и сказали: если ты на сей день будешь слугою народу сему и услужишь ему, и удовлетворишь им и будешь говорить им ласково, то они будут твоими рабами на все дни. Но он пренебрег совет старцев, что они советовали ему, и советовался с молодыми людьми, которые выросли вместе с ним и которые предстояли пред ним, и сказал им: что вы посоветуете мне отвечать народу сему, который говорил мне и сказал: "облегчи иго, которое наложил на нас отец твой"? И говорили ему молодые люди, которые выросли вместе с ним, и сказали: так скажи народу сему, который говорил тебе и сказал: "отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нас"; так скажи им: "мой мизинец толще чресл отца моего; итак, если отец мой обременял вас тяжким игом, то я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами ". Иеровоам и весь народ пришли к Ровоаму на третий день, как приказал царь, сказав: придите ко мне на третий день. И отвечал царь народу сурово и пренебрег совет старцев, что они советовали ему; и говорил он по совету молодых людей и сказал: отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами. И не послушал царь народа, ибо так суждено было Господом, чтобы исполнилось слово Его, которое изрек Господь чрез Ахию Силомлянина Иеровоаму, сыну Наватову** Неразумный ответ Ровоама представителям ([[old:3ts:12:14|ст. 14]], ср. [[old:prsir:49:27|Сир XLIX:27]]), вызвавший раздражение их и побудивший к решению отложиться от дома Давидова ([[old:3ts:12:16|ст. 16]]), есть, таким образом, не более как повод к обнаружению и разрешению давней неприязни 10 колен к колену Иудину и династии Давида. Однако нельзя оправдать и поведения Ровоама: он пренебрег благоразумным советом старцев, //"которые предстояли пред Соломоном"// ([[old:3ts:12:06|ст. 6]], [[old:3ts:12:08|8]]), т. е. истинных советников Соломона, членов его придворной коллегии (ср. [[old:3ts:04:02|IV:2-6]]), и послушал высокомерного совета молодых советников своих, //"которые выросли вместе с ним"// (8: при восточных дворах царских наследные принцы воспитывались в круге придворных юношей-сверстников). Последние "называются //отроками//, [[old:3ts:12:08|3 Цар XII:8]], как и сам Ровоам называется //юнейшим// [[old:2par:13:07|2 Пар XIII:7]], не столько по возрасту (ибо сей имел уже в сие время 41 год от рождения), сколько по незрелости рассудка и по неопытности". Прямо непонятно крайнее ослепление Ровоама гордостью, при котором он так превозносится пред отцом своим ([[old:3ts:12:10|10]], [[old:3ts:12:14|14]]). В объяснение этого можно привести мысль свящ. писателя: "так суждено было Господом" (евр. //сибба меим Иегова//, LXX: metastrofh h para тоu Kuriou, слав. : //превращение от Господа//, [[old:3ts:12:15|ст. 15]]), как после Иегова через пророка Самея объявил Ровоаму и царству его, что отпадение Израиля произошло по воле Божией; но, конечно, воля Божия лишь не стесняла естественных, в данном случае дурных движений воли человеческой - Ровоама, Иеровоама и мятежников из 10 колен. Здесь имело место подобное же действие Божие, как в ожесточении сердца Фараона ([[old:ish:14:04|Исх XIV:4]] и др., ср. [[new:rim:09:17|Рим IX:17]]). Цель божественного попущения печального распадения богоизбранного народа на два враждебные царства, очевидно, состоит в наказании династии Давида и народа за факты неверности Соломона и народа Иегове. Ср. блаж. Феодорит, вопр. 40. [<10>]