[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 13:1====== ===== Лопухин А.П. ===== **И вот, человек Божий пришел из Иудеи по слову Господню в Вефиль, в то время, как Иеровоам стоял у жертвенника, чтобы совершить курение** //История пророка из Иудеи, предсказавшего разрушение Вефильского жертвенника и всего культа тельцов// Если простой народ в десятиколенном царстве мог не предвидеть гибельных последствий Иеровоамовой реформы "и был даже доволен тем, что его Бог, Иегова, делается (благодаря тельцеслужению) ближе и доступнее к нему", то совершенно иначе отнеслись к этому уже представители священства Левиина, во множестве оставлявшие территорию царства Израильского и переходившие в Иудею и Иерусалим ([[old:2par:11:13|2 Пар XI:13-14]]). Но еще прямее и резче высказалось против культа Иеровоама пророчество, и при том как Иудейское, так и израильское. В [[old:3ts:14:01|3 Цар XIV:1-16]] содержится грозное обличение этого культа со стороны того самого пророка Израильского царства Асии, который некогда ([[old:3ts:11:29|XI:29-39]]) предсказал Иеровоаму царство. В гл. XIII содержится поразительный рассказ о протесте против культа Иеровоамова со стороны некоего "человека Божия" - пророка из Иудеи [Эти два обличения культа тельцов со стороны израильского пророка Ахии и иудейского "человека Божия" дополняют друг друга в такой же степени, как впоследствии обличения: пророка Осии - израильтянина ([[old:os:08:04|Ос VIII:4]], [[old:os:08:05|5]]; [[old:os:10:09|X:9]]; [[old:os:13:01|XIII:1-2]] и др. ) и пророка Амоса - иудея ([[old:am:04:04|Ам IV:4]]; [[old:am:05:04|V:4-5]]; [[old:am:08:14|VIII:14]])]. Иосиф Флавий (Древн. VIII, 8, 5) называет его Иадоном ('Iadwn), видимо, отождествляя с Иеддо ([[old:2par:09:29|2 Пар IX:29]]), что, однако, неверно, так как последний пророк жив был еще долго спустя при Авии ([[old:2par:13:22|2 Пар XIII:22]]). [<10>]