[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 14:1 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 1-3 ** В то время заболел Авия, сын Иеровоамов. И сказал Иеровоам жене своей: встань и переоденься, чтобы не узнали, что ты жена Иеровоамова, и пойди в Силом. Там есть пророк Ахия; он предсказал мне, что я буду царем сего народа. И возьми с собою десять хлебов, и лепешек, и кувшин меду, и пойди к нему: он скажет тебе, что будет с отроком** **В то время заболел Авия, сын Иеровоамов**, и [царь], беспокоясь о здоровье сына, послал свою жену к пророку Ахии, поскольку был уверен, что через молитвы Божьего человека он получит от Бога, от Которого отрекся, исцеление сына. И он не хотел, чтобы царица появилась [перед пророком] без подношения вопреки обычаям отцов. Поэтому она взяла **десять хлебов и** лепешек, и кувшин меду и сушёные фрукты. <...> Он не хотел, чтобы она предложила царский подарок, дабы не узнали, кто она на самом деле. //**Комментарии на 3-ю книгу Царств.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-6 **В то время заболел Авия, сын Иеровоамов. И сказал Иеровоам жене своей: встань и переоденься, чтобы не узнали, что ты жена Иеровоамова, и пойди в Силом. Там есть пророк Ахия; он предсказал мне, что я буду царем сего народа. И возьми с собою десять хлебов, и лепешек, и кувшин меду, и пойди к нему: он скажет тебе, что будет с отроком. Жена Иеровоама так и сделала: встала, пошла в Силом и пришла в дом Ахии. Ахия уже не мог видеть, ибо глаза его сделались неподвижны от старости. И сказал Господь Ахии: вот, идет жена Иеровоамова спросить тебя о сыне своем, ибо он болен; так и так говори ей; она придет переодетая. Ахия, услышав шорох от ног ее, когда она вошла в дверь, сказал: войди, жена Иеровоамова; для чего было тебе переодеваться? Я грозный посланник к тебе** //Возвещение пророком Ахиею суда Божьего на дом Иеровоама и начало исполнения суда в смерти Авии, сына Иеровоама// Связь главы XIV с предыдущей не столько хронологическая - скорее, напротив, повествование [[old:3ts:14:start|гл. XIV]] относится к последней половине царствования Иеровоама, - сколько логическая, причинная: нечувствительность Иеровоама к божественному вразумлению через пророка [[old:3ts:13:start|(гл. XIII)]] вызвала грозное для него посещение Божие - в виде болезни лучшего сына его Авии (ср. [[old:3ts:14:13|ст. 13]]), а вместе и пророческое предвозвещение гибели всего дома Иеровоама. Семейное горе побуждает Иеровоама вспомнить о пророке Ахии, через которого Иегова некогда дал обетование устроить Иеровоаму "твердый дом" [[old:3ts:11:38|(XI:38)]] и от которого он теперь ждет подтверждения о продолжении его династии. Но сознавая неверность свою заветам Иеговы [[old:3ts:11:37|(XI:37-38)]], Иеровоам не решается сам идти к пророку, от которого он мог ожидать осуждения своей политики, отторгнувшей Израиля от Иеговы и храма; а посылает жену свою, но и ей приказывает переодеться, чтобы не быть узнанной как случайными встречными, так и самим пророком. Советуя ей взять - по обычаю Востока являться к почтенным лицам, в том числе и к пророкам ([[old:1ts:09:08|1 Цар IX:8]]; [[old:4ts:05:15|4 Цар V:15]], [[old:4ts:05:23|23]]; [[old:4ts:08:08|VIII:8]]) с подарками - некоторые дары пророку, Иеровоам избирает для сего, намеренно, незначительные предметы, как дары от бедняков (у LXX, слав. ст. 3 имеет прибавку: toiV teknoiV auton kai stafidaV, и чадом его и гроздие). Обман, как могли думать, тем легче мог бы остаться не открытым, что пророк был слеп от старости (ср. [[old:1ts:04:15|1 Цар IV:15]]). Но пророк получил от Иеговы предупреждение о предстоящем приходе жены Иеровоама (конец [[old:3ts:14:05|5 ст.]] по еврейскому и русскому текстам - окончание речи Иеговы, по греческо-славянскому - продолжение рассказа). И пророк прямо открывает тайну царицы и, предупредив ее, что имеет возвестить ей грозное, произносит речь о гибели не только дома Иеровоама, из которого первым умрет подававший надежды сын его Авия, но и всего царства Израильского, изменившего Иегове вместе с первым царем своим Иеровоамом. [<10>]