[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 14:21 ====== ===== Ориген ===== Ст. 21-23 **Ровоам, сын Соломонов, царствовал в Иудее. Сорок один год было Ровоаму, когда он воцарился, и семнадцать лет царствовал в Иерусалиме, в городе, который избрал Господь из всех колен Израилевых, чтобы пребывало там имя Его. Имя матери его Наама Аммонитянка. И делал Иуда неугодное пред очами Господа, и раздражали Его более всего того, что сделали отцы их своими грехами, какими они грешили. И устроили они у себя высоты и статуи и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом** Поскольку наш Господь и Спаситель пришел для того, чтобы взять на себя грехи людей, и Бог //не Знавшего греха сделал для нас жертвою за грех//, потому, нисходя в мир, Он принял облик грешных и порочных людей и пожелал родиться из рода Соломона, чьи грехи описаны, и Ровоама, о преступлениях которого сообщает [Писание], и прочих, многие из которых //делали неугодное пред очами Господа//. //**Гомилии на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 21-24 **Ровоам, сын Соломонов, царствовал в Иудее. Сорок один год было Ровоаму, когда он воцарился, и семнадцать лет царствовал в Иерусалиме, в городе, который избрал Господь из всех колен Израилевых, чтобы пребывало там имя Его. Имя матери его Наама Аммонитянка. И делал Иуда неугодное пред очами Господа, и раздражали Его более всего того, что сделали отцы их своими грехами, какими они грешили. И устроили они у себя высоты и статуи и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом. И блудники были также в этой земле и делали все мерзости тех народов, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых** Царствование Ровоама, продолжительность - 17 лет, и общий характер; отступление царя и народа от чистого служения Иегове, каковое отступление в Ровоаме совершилось, вероятно, под влиянием матери его, аммонитянки Наамы (на это может указывать двукратное упоминание о ней, [[old:3ts:14:21|ст. 21]] и [[old:3ts:14:31|31]]). Впрочем, краткий, сжатый рассказ 3 Цар о царствовании Ровоама должен быть восполнен подробным [[old:2par:11:05|2 Пар XI:5-23]]; [[old:2par:12:01|XII:1-16]], откуда, между прочим, видно [[old:3ts:11:17|(XI:17)]], что в первые 3 года своего царствования Ровоам и подданные его ходили путем Давида и Соломона (в лучшую пору жизни последнего), что содействовало укреплению царства Иудейского; только уже //"когда царство Ровоама утвердилось, и он сделался силен, тогда он оставил закон Господень, и весь Израиль с ним"// [[old:2par:12:01|(2 Пар XII:1)]]. Проявлениями нечестия в Иудее теперь были не только старые высоты, статуи и капища (распространившиеся во вторую половину царствования Соломона, [[old:3ts:11:04|3 Цар XI:4-8]]), но и наиболее омерзительный вид идолослужения: религиозная проституция и разврат при капищах некоторых божеств, напр., Астарты-Ливры (как и вавилонской Белиты): //блудники//, Vulg. : effeminati, евр. кадеш, кадешим, собств.: посвященный (соотв. греч. ὶερόδουλος) - мужчины, предававшиеся разврату в честь божества ([[old:vtor:23:18|Втор XXIII:18]]; [[old:3ts:22:47|3 Цар XXII:47]]; [[old:3ts:15:12|XV:12]]; [[old:4ts:23:07|4 Цар XXIII:7]]); равным образом, и даже преимущественно, этим занимались и женщины, //кедешот//, ([[old:os:04:14|Ос IV:14]]; [[old:vtor:23:18|Втор XXIII:18]]; [[old:gen:38:21|Быт XXXVIII:21]] сл.). LXX, славяне дают иное, весьма темное, чтение начала ст, 24: σύνδεσμος ἐγενήθη ἐν τῆ γῆ, //смешение бе в земли// (ср. блаж. Феодорит, вопр. 45). [<10>]