[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 15:16 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 16-22 **И война была между Асою и Ваасою, царем Израильским, во все дни их. И вышел Вааса, царь Израильский, против Иудеи и начал строить Раму, чтобы никто не выходил и не уходил к Асе, царю Иудейскому. И взял Аса все серебро и золото, остававшееся в сокровищницах дома Господня и в сокровищницах дома царского, и дал его в руки слуг своих, и послал их царь Аса к Венададу, сыну Тавримона, сына Хезионова, царю Сирийскому, жившему в Дамаске, и сказал: союз да будет между мною и между тобою, как был между отцом моим и между отцом твоим; вот, я посылаю тебе в дар серебро и золото; расторгни союз твой с Ваасою, царем Израильским, чтобы он отошел от меня. И послушался Венадад царя Асы, и послал военачальников своих против городов Израильских, и поразил Аин и Дан и Авел-Беф-Мааху и весь Киннероф, по всей земле Неффалима. Услышав о сем, Вааса перестал строить Раму и возвратился в Фирцу. Царь же Аса созвал всех Иудеев, никого не исключая, и вынесли они из Рамы камни и дерева, которые Вааса употреблял для строения. И выстроил из них царь Аса Гиву Вениаминову и Мицпу.** Xронологическая дата описываемой здесь войны; существует следующее затруднение. По [[old:3ts:15:16|ст. 16]], война была между Асою и Ваасою, 3-м царем израильским, во все дни их. По [[old:3ts:15:33|ст. 33]], Вааса воцарился в 3-й год Асы и царствовал всего 24 года, т. е. до 26-го (27) года царствования Асы (продолжавшегося, по ст. 10 - 41 год). Но по [[old:2par:13:23|2 Пар XIII:23]], в первые 10 лет царствования Асы земля его покоилась (т. е. не имела войны); а по [[old:2par:15:19|2 Пар XV:19]]; [[old:2par:16:01|XVI:1]], война Асы с Ваасою открылась лишь в 36-й год царствования первого. Так как последнее решительно противоречит указанию 3 Цар, что Вааса уже умер в 26-м году царствования Асы, то в объяснение этого нельзя указать чего-либо лучшего, как догадку старых толкователей и Кейля, что дата [[old:2par:16:01|(2 Пар XVI:1)]] 36 лет обозначает время, протекшее от разделения царств при Ровоаме, относительно же цифры 10 лет покоя [[old:2par:13:23|(2 Пар XIII:23)]] можно сказать, что покой этот, во-первых, мог быть короче (включая 3 года царствования Асы до вступления Ваасы и некоторое число лет после этого события) и, во-вторых, был, вероятнее всего, столь же относительным, как и война //"во все дни"//. Повод к столкновению - укрепление Рамы Ваасою для прекращения сношений Асы с севером. Рама - имя многих городов и местностей древней Палестины, но здесь, очевидно, имеется в виду город в Вениаминовом колене ([[old:nav:18:25|Нав XVIII:25]]; [[old:sud:04:05|Суд IV:5]]; [[old:sud:19:13|XIX:13]]), упоминаемый в известном месте кн. пророка Иеремии ([[old:ier:31:15|XXXI:15]]; ср. [[old:os:05:08|Ос V:8]] и др. ), на 2 часа пути или, по Евсевию - Иерониму, на 6 римских миль, к северу от Иерусалима (Onomast. 769), ныне Er-Rama (//Robinson//, Palest. II, s. 566 ff. ). Опасения Ваасы, побудившие его укрепить Раму, чтобы не было случаев переселений из пределов его царства в Иудейское, имели фактическую основу: после блистательной победы Асы над Зараем многие из колен Ефремова, Манассиина и Симеонова перешли во владения Асы ([[old:2par:15:09|2 Пар XV:9;]] ср. [[old:3ts:11:16|XI:16]]). В случае укрепления Ваасою Рамы [О спасении Рамы, как пограничного этапа между северным (израильским) и южным (иудейским), весьма обстоятельно и со всей географической точностью говорится у //проф. Ф. Я. Покровского//, цит. соч. с. 25, 31-46], Асе в будущем грозила блокада Иерусалима. Убоявшись этого, Аса малодушно и преступно искал помощи против единоплеменного Израильского царства в союзе с царем Сирии (Арама) Венадада, евр. //Бен-Гадад// ("сын солнца"), Vulg. : Benadad; иначе LXX: uioV Ader, слав.: //сын Адеров// (в пользу чтения LXX, по-видимому, говорит написание этого имени Bir-idri в Дамасской надписи 654-846 гг. до Р. X. : равным образом код. 246 Кенн. и кодд. 174, 627 Росси имеют Годар). Три царя Дамасской Сирии с этим именем встречаются в Библии ([[old:3ts:15:18|3 Цар XV:18]], [[old:3ts:15:20|20]]; ср. [[old:2par:16:02|2 Пар XVI:2]]; [[old:3ts:20:01|3 Цар XX:1]] сл. [[old:3ts:20:34|34]]; [[old:4ts:06:24|4 Цар VI:24]]; [[old:4ts:08:07|VIII:7]] сл. ), и это, конечно, не дает еще права считать это название титулом царя Сирийского (вопреки Кейлю). Предложение Асы Венададу расторгнуть союз с израильским царем и заключить с ним, подкрепленное дарами из //"оставшегося// (т. е. после разграбления Сусакимом, [[old:3ts:14:26|XIV:26]]) //в сокровищницах дома Господня и дома царского серебра и золота"//, свидетельствует о глубокой растерянности Асы и о недостатке веры в помощь того самого Иеговы, Который недавно чудесно даровал ему поразить Зарая [[old:2par:14:10|(2 Пар XIV:10)]]. Союз с иноверцами против единоплеменников был богопротивен, и его преступности не ослабляло то, что он вызван был уже ранее состоявшимся союзом израильского царя с сирийским: очевидно, по разделении Еврейского царства, Сирийское царство чрезвычайно усилилось (начало усилению положил ещё Разон, [[old:3ts:11:23|3 Цар XI:23-25]]), и каждое из еврейских царств искало его союза для опоры против соседнего евр. царства (уже Авия, видимо, был в союзе с отцом Венадада, ст. 19). Когда пророк Анания обличил Асу за то, что, оставив Бога и помощь его, он искал опоры у сириян, Аса не только не сознал греха своего, но, в раздражении на него, заключил его в темницу, равно как и притеснял некоторых из народа, быть может, мысливших одинаково с пророком ([[old:2par:16:07|2 Пар XVI:7-10]]. Ср. блаж. Феодорит, вопр. 47). Внешний успех, хотя и преступными средствами, Асою на этот раз был достигнут: войска Венадада вторглись с севера в пределы Израильского царства и этим остановили дальнейшие завоевательные стремления Ваасы: угрожаемый сирийским царем, он оставил укрепление Рамы и удалился в Фирцу [[old:3ts:15:21|(ст. 21)]]. Разоренные сирийскими войсками города [[old:3ts:15:20|(ст. 20)]], после окончательно отнятые у Израильского царства ассирийским царем Феглаффелассаром [[old:4ts:15:29|(4 Цар XV:29)]], расположены были почти все в Неффалимовом колене: Аин (евр. //Ийон//, LXX: 'Ain, слав. //Аина//, Vulg. : Аhion (Onomast. 41), по Робинзону (Рalast. III, s. 611), находился на северной границе Палестины, в обильной водой местности Merg-ajjun близ истоков Иордана, нынешнее селение Tell-Dibbin. О Дане см. прим. к [[old:3ts:12:29|XII:29.]] Авел-Беф-Мааха (ср. [[old:2ts:20:14|2 Цар XX:14-18]]) - на крайнем севере Израиля, близ Дана, вероятно, нынешний Abil-el-Kamh, вероятно в древности при потоке, впадавшем в верхний Иордан, отсюда в [[old:2par:16:04|2 Пар XVI:4]] назван //авел-маим// (Авел водный); LXX: 'Abel oikou Maaca, Vulg. : Abel-domum-Maacha, слав. //Авеля дому Маахиина//. Кинкероф (евр. киннерот, ед. ч. //Киннерет//, в Талмуде //гиносар//, у И. Флав. Иуд. война III, 10, 7 сл. : Gennhsar, в Евангелии Gennhsaret [[new:lk:01:05|(Лк I:5)]]: область и город ([[old:nav:19:35|Нав XIX:35]]; [[old:nav:11:02|XI:2]]) этого имени лежали в плодороднейшей местности к западу от Галилейского (позже Геннисаретского, Тивериадского) озера. - Разорение этих пограничных городов израильских, заставившее Ваасу прекратить сооружение крепости в Раме, дало возможность Асе воспользоваться строительным материалом, собранным Ваасою для укрепления Рамы, - для возведения крепостей в двух иудейских пограничных городах: Геве или Гиве Вениаминовой (ср. [[old:nav:18:24|Нав XVIII:24]]; [[old:1ts:14:05|1 Цар XIV:5]]; [[old:is:10:29|Ис X:29]]; Onomast. 312), теперь Dscheba (//Badeker//, Palast, s. 116), и Мицпе или Массифе - также в Вениаминовом колене ([[old:nav:18:26|Нав XVIII:26]]; [[old:1ts:07:05|1 Цар VII:5]] сл. ср. [[old:4ts:25:23|4 Цap XXV:23]]; Onomast 689), ныне Hebi Sanwil (//Robinson//, Palastina, II, 361 ff. ); оба города были на расстоянии одного часа и менее от Рамы, часа на два пути от Иерусалима. [<10>]