[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 16:29 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 29-33 **Ахав, сын Амвриев, воцарился над Израилем в тридцать восьмой год Асы, царя Иудейского, и царствовал Ахав, сын Амврия, над Израилем в Самарии двадцать два года. И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева** //и Ахав// Общий взгляд на царствование 8-го израильского царя, сына Амврия, Ахава: (LXX: Acaab, слав.: //Ахаав//) крайнее нечестие этого царя. Отдельные события его царствования излагаются ниже: [[old:3ts:17:start|гл. XVII]]-[[old:3ts:22:40|XXII:40]]; здесь же [[old:3ts:16:30|(XVI:30-33)]] делается общее введение к повествованию о царствовании Ахава и устанавливается религиозно-теократическая точка зрения на деятельность Ахава, его религиозный синкретизм. С точки зрении политических интересов страны Израильской, сближение Ахава с финикийским царем могло быть столь же благодетельно в культурном смысле для Израильского царства, как и сношения Соломона с Xирамом - для царства Еврейского. Для Ахава, кроме того, могло быть особое побуждение обратиться к Финикии за помощью и союзом: предусмотрительный политик должен был противопоставить угрожающей с востока силе завоевательной Сирии и Ассирии сплоченный союз Израиля и Финикии. Но полезный в политико-экономическом отношении союз Ахава с Финикией оказался чрезвычайно вредным в религиозно-нравственном отношении: не довольствуясь близким к язычеству почитанием Иеговы в образе золотых тельцов, Ахав, вследствие брака своего с Иезавелью, дочерью финикийского царя Ефваала (евр. //Етбаал//, у //И. Флав.// Древн. VIII, 13, 1-2; прот. Апиона I:18 - eiqwbaloV), бывшего жрецом Ваала и Астарты, - ввел в Израильском царстве формальное отправление культа Ваала [ О культе Ваала см. //Movers//, Religion der Phonic., s. 184. //Кейль//, Руководство к библейской археологии, рус. перев. (Киев 1871), ч. I. с. 571 сл. //М. Пальмов//, Идолопоклонство у древних евреев. Спб. 1897, с. 217-234. О //хамманим// и //маццебот// - у //проф. А. А Олесницкого//, Мегалитические памятники святой земли, Спб., 1895, с. 60-78] (евр. (габ. ) Баал, господин, владыка). Ваал первоначально (как и вавилонск. Бель) общее семитское название божества, но затем специально собственное имя главного финикийского бога солнца, преимущественно как носителя и принципа физической жизни, и производительной силы природы, мыслимой в качестве истечения из существа Ваала. Как богу солнца, Ваалу посвящались: 1) т. наз. хамманим, солнечные или огненные столбы или конусообразные статуи ([[old:is:17:08|Ис XVII:8]]; [[old:2par:34:04|2 Пар XXXIV:4]]) - из золота, смарагда (в храме Тирского Ваала - Мелькарта стояли две таких статуи - одна из золота, другая из смарагда. Herodot, II, 44); 2) //маццебот// - статуи или вообще памятники из камней, а также деревянные стелы ([[old:lev:26:01|Лев XXVI:1]] и др. ): такую стелу (евр. //маццеба//) сделал Ахав для Ваала в Самарии, и только сын его Иорам удалил ее [[old:4ts:03:02|(4 Цар III:2)]]; впоследствии много статуй Ваала было уничтожено и сожжено Ииуем [[old:4ts:10:26|(4 Цар X:26-27)]]; 3) наконец, Ваалу, как главному из языческих божеств, посвящались капища и храмы ([[old:sud:09:04|Суд IX:4]], [[old:sud:09:46|46]]; [[old:3ts:16:32|3 Цар XVI:32]]; [[old:4ts:10:21|4 Цар X:21]], [[old:4ts:10:25|25]]; [[old:4ts:11:08|XI:8]]; [[old:2par:23:17|2 Пар XXIII:17]]). Такой храм Ваалу соорудил и Ахав в Самарии [[old:3ts:16:32|(ст. 32)]], вероятно, под влиянием фанатично преданной этому культу жены своей Иезавели, сделавшейся в Библии синонимом нечестия и порочности [[new:otkr:02:20|(Откр II:20)]]. Рядом с мужским божеством Ваалом Ахав ввел и женское Астарту - Ашеру (ср. [[old:3ts:14:15|XIV:15]]), которой посвятил особую статую с рощей при ней [[old:3ts:16:33|(ст. 33)]]. Как широко развит и как сложно организован был введенный в Израильском царстве Ахавом культ Ваала и Астарты, видно из того, что при Ахаве здесь было 450 пророков Ваала, 400 пророков Астарты - Ашеры [[old:3ts:18:19|(3 Цар XVIII:19)]]. [<10>]