[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 17:4 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== IV Паримия в день пророка Илии 20 июля (3 Царств 17:1–23). В сей паримии повествуется о предречении Илиею бездождья, о пребывании его при потоке Хораф и у Сарептской вдовицы и о воскрешении пророком сына ее. **И будет вода от потока и пиеши ю: и враном повелю питати тя тамо** В **воде** Илия не будет нуждаться, пока не пересохнет ручей. Но пророку грозило затруднение достать себе пищу в местности пустынной, скудной прозябениями даже в урожайные годы. Это затруднение предотвращается чудесным образом: пророку будут приносить хлеб и мясо **вороны**. – **Повелю враном** – как хищные птицы, они сами по себе неспособны оказывать услуги человеку и могли это сделать только по особенному сверхъестественному действию воли Божией. //**Толкование на паремии из книг Царств.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-6 **из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. И пошел он и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил** Если поток давал пророку естественное питье (у 70-ти слав. добавлено слово: ὕδωρ, воду, ст. 4 и 6), то пищу он получал чудесным путем: хлеб и мясо утром и вечером пророку, по повелению Божию, приносили вороны. Обилие чудес в истории пророков Илии и Елисея свидетельствует о попечениях милосердия Божьего о благочестивых в Израиле и, вместе, говорят о грубой чувственности народа, на которого могли оказывать влияние только чрезвычайные. Вороны могли быть избраны промыслом для питания пророка, как птицы пустыни [[old:is:34:11|(Ис. 34:11)]]. В ритуальном смысле ворон в Ветхом Завете почитался нечистой птицей ([[old:lev:11:15|Лев. 11:15]]; [[old:vtor:14:14|Втор. 14:14]]); но повелением своим воронам "Законоположник научает нас, что по немощи только иудеев постановил Он таковые обрядовые законы. Ибо сам повелел преступать оные (так, повелел в субботу семикратно обходить Иерихон; так и Илии повелел принимать пищу, приготовляемую воронами). А иногда не укорял Он преступивших таковые законы (Самсон не был обвинен за вкушение меду из челюстей мертвого льва), блаж. Феодорит, вопр. 52. В ст. 6 LXX-т несколько изменяют смысл текста: вместо евр.// "(приносили ему) хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо повечеру"//, LXX имеют: ἄρτους τό πρωί καί τω κρέα τὸ δείλης, хлеб утром и мясо вечером - в параллель [[old:ish:16:08|Исх. 16:8]]. У Xорафа пророк пробыл около года (евр. //йамим//, дни, нередко означает годичный срок: [[old:lev:25:29|Лев. 25:29]]; [[old:sud:17:10|Cyд. 17:10]]), - пока не высох поток от засухи. [<10>]