[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 17:19 ====== ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== Ст. 19-22 **И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук ее, и понес его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель, и воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее? И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил** Как мы уже сказали, та вдова была образом Церкви, а сын её - образом язычников. Итак, сын вдовы лежал бездыханным, потому что сын Церкви, то есть народ язычников, тоже умер от множества грехов и преступлений. По молитве Илии сын вдовы возвращён был к жизни - по приходе Христа сын Церкви, народ христианский, возвращён был из темницы смерти. Илия склонился в молитве, и сын вдовы ожил - Христос принизил Себя страданием, и народ христианский вернулся к жизни. Почему блаженный Илия простёрся трижды, чтобы оживить мальчика, я полагаю, разум любви вашей понял прежде, чем я скажу. Этим показана тайна Троицы. Не один лишь Отец без Сына, и не только Отец и Сын без Святого Духа, но вся Троица вернула к жизни сына вдовы или язычников. А далее это демонстрируется Таинством Крещения, когда ветхий человек трижды погружается в воду, дабы новый человек мог заслужить воскресения. //**Проповеди.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 19-22 **И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук ее, и понес его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель, и воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее? И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил** Эти слова содержат много символов. [Писание] сразу показывает нам, что призыванием трёх имён человек воскреснет к жизни, если умертвит ветхого Адама с помощью Мессии в святом крещении. Действительно, святой Павел говорит: //Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с ним// [[new:rim:06:08|(Рим. 6:8)]]. Произошедшее далее полностью соответствует этому: он простерся над отроком, потому что в той жизни, которую Он нам даст, когда мы умрём в ветхом Адаме, Он //уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его// [[new:fil:03:21|(Флп. 3:21)]]. И здесь вы можете видеть символ троекратного схождения Сына Божьего к мертвому человеку: первый символ заключается в том, что Он воспринял плоть и заключил Своё бесконечное естество в чрево девы; второй - в том, что Он распростер Свое тело на дереве и был распят; третий состоит в том, что, кто бы ни принял смерть, оказывается в могиле и нисходит в Шеол, и потому, дабы оживить человека, Бог пошёл на то, чтобы ограничить Своё величие до [пределов] нашей малозначимости. О, несказанное чудо, которое и Исайя называет «Чудным»: //Он уничижил Себя Самого, приняв образ раба// [[new:fil:02:07|(Флп. 2:7)]]. //**Комментарии на 3-ю книгу Царств.**// ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== IV Паримия в день пророка Илии 20 июля (3 Цар. 17:1–23). В сей паримии повествуется о предречении Илиею бездождья, о пребывании его при потоке Хораф и у Сарептской вдовицы и о воскрешении пророком сына ее. Часть паримии (3 Цар. 17:8–23) читается также в Великую субботу. **И рече Илиа к жене: даждь ми сына твоего. И взят его от лона** (персей) **ее, и вознесе** (отнес) **его в горницу, идеже сам почиваше** (жил), **и положи его на одре своем** **Горницею** называлось верхнее жилье. Оно устрояемо было для приема гостей, также для занятий, требующих уединения, особенно для молитвы. – Илия отнес умершего к себе в **горницу** для того, чтобы мать умершего своими воплями не мешала ему совершить молитву, о которой идет речь в следующем стихе. //**Толкование на паремии из книг Царств.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук ее, и понес его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель** См. Толкование на [[old:3ts:17:17#lopuxin_ap|3 Цар. 17:17]] [<10>]