[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 18:21 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова** Вот, удивительно, почему царь послушал Илию, который просил его собрать всех людей; и почему люди смиренно повиновались ему, несмотря на то, что он нещадно корил их за их мерзости; и почему он получил одобрение на состязание с пророками Ваала. Верно то, что они не могли избежать встречи с ним, и в действительности даже искали её, если является правдой то, что говорят некоторые учёные. Мы ведь знаем, что и в наше время лжецы и обманщики делают то же самое. Итак, они думали, что пророки Ваала сделают жертвенник и скроют в нём человека, чтобы он по их знаку зажег огонь, который поглотит дрова и тельца на жертвеннике. Будучи уверенными в своём замысле, они пришли состязаться, предвкушая радость грядущей победы и провоцируя Илию. //**Комментарии на 3-ю книгу Царств.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова** **Храмлете на обе** стороны, то есть то Богу работаете, то Ваалу (Ср.: [[old:3ts:18:21|3 Цар. 18:21]]), или - то Богу, то чреву. **//Дневник. 1863-1864//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 21-25 **И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова. И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек. пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца и положу на дрова, а огня не подложу; и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог. И отвечал весь народ и сказал: хорошо. И сказал Илия пророкам Вааловым: выберите себе одного тельца и приготовьте вы прежде, ибо вас много; и призовите имя бога вашего, но огня не подкладывайте** Ввиду предстоящего испытания силы Иеговы и Ваала пророк Илия упрекает народ за допущенный им религиозный синкретизм - одновременное служение Иегове и Ваалу (ср. блаж. Феодорит, вопр. 57): выражение //"долго ли вам хромать на оба колена",// имеющее характер пословицы, заключает в себе ту мысль, что чистое идолослужение в некотором отношении лучше безразличного колебания между религией Истинного Бога и культом Ваала. Не получив ответа на свой упрек от народа, пророк указывает (ст. 22), что он здесь один из пророков Иеговы (в других местах Израильского царства оставались и еще пророки Иеговы, ср. [[old:3ts:18:04|ст. 4]], [[old:3ts:18:13|13]]; [[old:4ts:02:03|4 Цар II:3]], [[old:4ts:02:05|5]]), а пророков Ваала - 450. (LXX добавляют в ст. 22: καὶ οἱ προφῆται τοῦ ἄλσους τετρακόσιοι; слав.: //и пророков дубравных четыреста//; добавление, видимо, заимствованное из [[old:3ts:18:19|ст. 19]]: жрецы Астарты-Ашеры не присутствовали на Кармиле, как видно и из [[old:3ts:18:25|ст. 25]], [[old:3ts:18:40|40]]). К ним и обращается пророк с предложением, [[old:3ts:18:23|ст. 23-25]], принести здесь жертвы: жрецы - Ваалу, а пророк - Иегове, - при равных условиях (не подкладывая огня, [[old:3ts:18:23|ст. 23]], [[old:3ts:18:25|25]]), причем пророк предоставляет жрецам принести жертву прежде него [[old:3ts:18:25|(ст. 25)]], "чтобы постыжденные служители лжи не сказали, будто Ваал огорчился, что не ему первому воздан дар" (блаж. Феодорит, вопр. 58), а вместе и с той целью, чтобы впечатление силы и величия Иеговы, при ниспослании Им огня ([[old:3ts:18:24|ст. 24]]; ср. 38), более запечатлелось в сознании народа - после того как ранее будет показано ничтожество Ваала. //**Толковая Библия.**// [<10>]