[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 18:30 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== Ст. 30-36 **Тогда Илия сказал всему народу: подойдите ко мне. И подошел весь народ к нему. Он восстановил разрушенный жертвенник Господень. И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова, которому Господь сказал так: Израиль будет имя твое. И построил из сих камней жертвенник во имя Господа, и сделал вокруг жертвенника ров, вместимостью в две саты зерен, и положил дрова, и рассек тельца, и возложил его на дрова, и сказал: наполните четыре ведра воды и выливайте на всесожигаемую жертву и на дрова. Потом сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте то же в третий раз. И сделали в третий раз, и вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водою. Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему** И если кто не крещён, то пусть тем более обратится, приняв отпущение грехов, [чтобы крещение], словно огонь, пожрало его грехи, ибо Христос крестит огнём и Духом. О подобном можешь прочитать в Книге Царств, где Илия положил дрова на жертвенник и велел вылить на них воду из вёдер: **Потом сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте [то же] в третий раз. И сделали в третий раз, и вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водою**. И когда вода разлилась, Илия стал молиться и с неба сошёл огонь. Вот, ты, человек, над алтарём, - ты, кто очищен водой и чьи грехи поглощены огнём, чтобы жизнь обновилась; огонь поглощает дерево и солому - не бойся огня, который тебя освещает. Потому и говорится тебе: //Кто обращал взор к Нему, те просвещались// [[old:ps:033:06|(Пс 33:6)]]. Возьмите иго Христово, и не бойтесь того, что оно - иго; спешите, ибо оно легко. Оно не отягощает шею, оно её красит. Так что сомневаетесь, зачем медлите? Ведь оно не отягощает оковами, а связывает благодатью. //**Об Илии и посте.**// ===== Ориген ===== Ст. 30-36 **Тогда Илия сказал всему народу: подойдите ко мне. И подошел весь народ к нему. Он восстановил разрушенный жертвенник Господень. И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова, которому Господь сказал так: Израиль будет имя твое. И построил из сих камней жертвенник во имя Господа, и сделал вокруг жертвенника ров, вместимостью в две саты зерен, и положил дрова, и рассек тельца, и возложил его на дрова, и сказал: наполните четыре ведра воды и выливайте на всесожигаемую жертву и на дрова. Потом сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте то же в третий раз. И сделали в третий раз, и вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водою. Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему** Откуда же у вас вера в то, что Илия будет совершать омовение Грядущего, но не омыл дрова на жертвеннике во времена Ахава, нуждавшиеся в омовении, чтобы возгореть, когда явился Господь в огне? Ибо он приказывает священникам совершить это не раз, говоря: **Повторите. И они повторили и сделайте в третий раз; и сделали в третий раз.** Поэтому, если он тогда омывал не сам, но предоставил дело другим, как он должен был омывать, сойдя, согласно словам Малахии? Итак, не Христос крестит водой, но Его ученики, а для Себя Он сохраняет крещение Святым Духом и огнем. //**Комментарии на Евангелие от Иоанна.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 30-32 **Тогда Илия сказал всему народу: подойдите ко мне. И подошел весь народ к нему. Он восстановил разрушенный жертвенник Господень. И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова, которому Господь сказал так: Израиль будет имя твое. И построил из сих камней жертвенник во имя Господа, и сделал вокруг жертвенника ров, вместимостью в две саты зерен** Приступая к жертвоприношению, пророк приглашает народ к вниманию, и прежде всего возобновляет разрушенный давний жертвенник на Кармиле; это означало вместе и восстановление нарушенного народом завета с Богом (ср. [[old:3ts:19:10|XIX:10]]), выражая идею этого возобновления древнего завета, Илия, подобно Моисею [[old:ish:24:04|(Исх XXIV:4)]], берет 12 камней по числу 12 колен Израилевых и строит из них один жертвенник во имя Иеговы: фактическое свидетельство, что 12 колен лишь временно и случайно разделились, но по идее составляют одно целое, что объединяющим началом для них служит вера в Иегову и служение Ему; причем племенное единство всех 12 колен подчеркивается происхождением их всех от Иакова, а религиозное единство и чистота культа внушается им через напоминание другого имени патриарха: Израиль [[old:gen:32:28|(Быт XXXII:28)]], и ревности Иакова-Израиля об удалении из рода его богов иных ([[old:gen:35:01|Быт XXXV:1]], [[old:gen:35:10|10]]). На возникающей же вопрос: как мог пророк созидать жертвенник на Кармиле при законе о единстве места богослужения ([[old:vtor:12:05|Втор XII:5]] сл. ), блаж. Феодорит дает следующий ответ (вопр. 56): //"праведнику закон не лежит// [[new:1tim:01:09|(1 Тим I:9)]]... Израильтянам, по легкомыслию их, узаконил Бог совершать богослужение в одном месте, чтобы, получив позволение совершать везде, не стали поклоняться и богам лжеименным. Пророк же хотел показать как бессилие обольщающих народы демонов, так и всемогущество Бога всяческих. Вести израильтян в иерусалимский храм было невозможно по причине разделения царства; посему и привел их на Кармил, где имел частое пребывание". [<10>]