[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 20:1 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-9 **Венадад, царь Сирийский, собрал все свое войско, и с ним были тридцать два царя, и кони и колесницы, и пошел, осадил Самарию и воевал против нее. И послал послов к Ахаву, царю Израильскому, в город, и сказал ему: так говорит Венадад: серебро твое и золото твое - мои, и жены твои и лучшие сыновья твои - мои. И отвечал царь Израильский и сказал: да будет по слову твоему, господин мой царь: я и все мое - твое. И опять пришли послы и сказали: так говорит Венадад: я послал к тебе сказать: "серебро твое, и золото твое, и жен твоих, и сыновей твоих отдай мне"; поэтому я завтра, к этому времени, пришлю к тебе рабов моих, чтобы они осмотрели твой дом и домы служащих при тебе, и все дорогое для глаз твоих взяли в свои руки и унесли. И созвал царь Израильский всех старейшин земли и сказал: замечайте и смотрите, он замышляет зло; когда он присылал ко мне за женами моими, и сыновьями моими, и серебром моим, и золотом моим, я ему не отказал. И сказали ему все старейшины и весь народ: не слушай и не соглашайся. И сказал он послам Венадада: скажите господину моему царю: все, о чем ты присылал в первый раз к рабу твоему, я готов сделать, а этого не могу сделать. И пошли послы и отнесли ему ответ** //(по тексту 70-ти: гл. XXI)// //Удачи Ахава в войне с сирийцами// Война с сирийцами, повествование о которой прерывает библейский рассказ о пророке Илии [[old:3ts:17:start|(гл. XVII-XIX)]] до следующей главы [[old:3ts:21:start|(XXI)]], по самому характеру этого предмета, относящегося к политической жизни Израиля, а не к религиозно-нравственной, как история пророка Илии, естественно относится к событиям, описанным в другом историческом источнике, а не там, из которого почерпнуто повествование о пророке Илии ([[old:3ts:17:start|гл. XVII-XIX]], [[old:3ts:21:start|XXI]]). Естественно, поэтому, что главным действующим лицом в XX гл. является царь Ахав и обрисован он здесь значительно более привлекательными чертами: как политик и вождь народа, и нечестивый царь мог иметь ценные гражданские, природные качества и добродетели: готовность к самопожертвованию ради государственного блага [[old:3ts:20:07|(7 ст.)]], умение прислушиваться к здравому голосу народа [[old:3ts:20:07|(ст. 7-8)]], мужество [[old:3ts:20:14|(ст. 14)]], великодушие к побежденным врагам [[old:3ts:20:31|(ст. 31-34)]]. Как по содержанию, так и по характеру повествования гл. XX тесно примыкает к [[old:3ts:22:start|гл. XXII]], почему LXX и помещают данную главу после истории Навуфея [[old:3ts:21:start|гл. XXI]] (по LXX: XX). Но в хронологической последовательности истории сирийской войны [[old:3ts:20:start|(гл. XX)]], надо думать, предшествовала истории Навуфея [[old:3ts:21:start|(гл. XXI)]], в которой содержится грозное предречение конца дома Ахава ([[old:3ts:20:20|ст. 20]] сл.), более подходящее к концу его царствования. Венадад ([[old:3ts:20:01|ст. 1]] сл.), современник Ахава, обыкновенно называется Венададом II-м и считается сыном и преемником сирийского царя этого имени - современника царей Асы иудейского и Ваасы израильского ([[old:3ts:15:18|XV:18]] сл.). По [[old:3ts:20:34|ст. 34]] данной главы, отец Венадада, современного Ахаву, воевал с Амврием, отцом Ахава, и взял у него несколько городов. Возможно, что с тех пор Израильское царство стояло в вассальных отношениях к сирийскому царю (как и 32 Царя, сопутствовавших Венададу, ст. 1) как это, по-видимому, предполагается в требовании Венадада ст. 3 и подтверждается известием ассирийских документов (у Schrader'a и Winkler'a) об участии Ахаза (т. е. по обязанностям вассала) в войсках сирийского царя Bir-idri в сражении его с Салманассаром Ассирийским при г. Каркаре в 854 г. Попытка со стороны Ахава разорвать эти вассальные отношения к сирийскому царю и могла вызвать настоящий поход Венадада. И. Флавий (Древн. VIII, 14, 1) так восполняет библейское сообщение об этом [[old:3ts:20:01|(ст. 1)]]: "не будучи по боевым силам равным своему противнику, Ахав не решился вступить с ним в битву, но велел всему населению своей страны искать убежища в наиболее укрепленных городах, а сам засел в Самарии, которая была сильно укреплена прочнейшими стенами и вообще казалась почти недоступной". Неподготовленностью Ахава к войне - в Самарии было лишь 7000 войска [[old:3ts:20:15|(ст. 15)]] - объясняется растерянность и малодушие Ахава, вообще довольно мужественного, - особенно после повторения требований Венадада в усиленном виде [[old:3ts:20:05|(ст. 5-6)]]. Но укрепленный советами "старейшин земли" ([[old:3ts:20:07|ст. 7]] - не старейшин города только, [[old:3ts:21:08|XXI:8]], [[old:3ts:21:11|11]]), Ахав имеет мужество ответить Венададу на его все возраставшие требования отказом: готовый жертвовать своим личным достоянием, он отказывается выдать принадлежащее его подданным [[old:3ts:20:09|(ст. 9)]]. [<10>]