[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 21:1 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И было после сих происшествий: у Навуфея Изреелитянина в Изреели был виноградник подле дворца Ахава, царя Самарийского** См. Толкование на [[old:os:01:04#svt_kirill_aleksandrijskij|Ос. 1:4]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **И было после сих происшествий: у Навуфея Изреелитянина в Изреели был виноградник подле дворца Ахава, царя Самарийского** История Навуфея стара по времени, но обычна для жизни. Ибо кто из богачей ежедневно не зарится на чужое? Кто из состоятельных людей не пытается согнать бедняка с его клочка земли и вытеснить нуждающегося за пределы его наследственного поля? Кто доволен своим? Сердце какого богача не разгорается ли от богатства соседа? И вот, не один Ахав родился, но, что гораздо хуже, ежедневно рождается Ахав, и в этом мире он никогда не умрёт. Если один погибает, восстают многие другие; больше тех, которые воруют, нежели тех, которые теряют. И не один бедняк Навуфей убит: каждый день погибает Навуфей, каждый день бедняка убивают. Под угрозой такого страха человеческий род покидает земли свои; и вот странствует бедняк, отягощённый залогом своим, с малютками; за ним, плача, идёт жена, словно провожая мужа в могилу. Меньше печалится та, которая оплакивает своих умерших: ибо и нет у неё сыновей, но не придётся рыдать об изгнании, стонать от голода её нежных птенцов, что ещё хуже смерти. Итак, послушаем, что он говорит: //Отдай мне//! Разве не «дай мне» кричит тот, кто в нужде? Разве не то же говорит просящий милостыню? То есть: «Дай мне», потому что я нуждаюсь; «дай мне», потому что не имею других средств для жизни; «Дай мне», потому что нет у меня хлеба, чтобы есть, денег, чтобы пить, накоплений, чтобы питаться и одеваться. «Дай мне», потому что Господь дал тебе, чтобы ты был щедрым; Он мне не дал. «Дай мне», потому что если ты не дашь, у меня не будет. «Дай мне», потому что написано: //Подавайте лучше милостыню// [[new:lk:11:41|(Лк 11:41)]]. Сколь низкие слова, сколь ничтожные! Ибо в них не чувство смирения, а страсть наживы. И в самом захвате какое бесстыдство! //Отдай мне//, - говорит он, - //свой виноградник//. Он знает, что виноградник чужой, и просит то, что не должен просить. //Отдай мне//, - говорит он, - //свой виноградник; из него будет у меня овощной сад//. Это было полным безумством, совершенным бешенством - искать место для никчёмных растений. Не столько вы хотите приобрести в имение нечто полезное, сколько хотите вытеснить других. Вы больше заботитесь о том, как обобрать бедняков, нежели о собственной пользе. Считаете несправедливым, если некий бедняк обладает чем-то, что, как вы оцениваете, достойно богатого. Вы считаете для себя утратой то, что вам не принадлежит. И почему ущерб природе вас развлекает? Ведь мир сотворён для всех, а вы, немногие богачи, пытаетесь его присвоить себе. Не только всё, что на земле, но и в самом небе, в воздухе и в море - всё присваивается немногим числом богатых людей. //**О Навуфее.**// Старинная история рассказывает о двух соседях - царе Ахаве и бедняке Навуфее. Кого из них считать нам беднее, кого богаче? Того, кто наделён был царским состоянием, при этом ненасытного и не довольствующегося своим имуществом, и пожелавшего маленький виноградник бедняка; или другого, от души отвергавшего «многозлатые судьбы царей» и царское состояние, но бывшего довольным своим виноградником? Не кажется ли, что он богаче, что он более царь, ибо достаточно имел для себя и так управлял стремлениями своими, что не хотел себе того, что принадлежало другим? И не был ли слишком беден тот, чьё золото не имело счёта, и кто счёл весьма ценным чужой виноградник? Знай, почему он так нуждался: богатства, неправедно собранные, извергаются, а корень праведности остаётся и расцветает, словно пальма. //**Послания.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **И было после сих происшествий: у Навуфея Изреелитянина в Изреели был виноградник подле дворца Ахава, царя Самарийского** Рассказ о Навуфее указывает на Христа. Израиль — это, по словам Исайи, //виноградник//. //Ахав// есть образ тех вождей Израиля, которые желали владеть им как //овощным садом// [[old:3ts:21:02|(3 Цар. 21, 2)]], //подавая питье с примесью злобы// [[old:avm:02:15|(Авм. 2,15)]]. Христа же олицетворяет //Навуфей//, не желавший отдать сад как отеческое наследство. Поэтому мысленная //Иезавель//, то есть синагога, оклеветав, убила Его. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-6 **И было после сих происшествий: у Навуфея Изреелитянина в Изреели был виноградник подле дворца Ахава, царя Самарийского. И сказал Ахав Навуфею, говоря: отдай мне свой виноградник; из него будет у меня овощной сад, ибо он близко к моему дому; а вместо него я дам тебе виноградник лучше этого, или, если угодно тебе, дам тебе серебра, сколько он стоит. Но Навуфей сказал Ахаву: сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих! И пришел Ахав домой встревоженный и огорченный тем словом, которое сказал ему Навуфей Изреелитянин, говоря: не отдам тебе наследства отцов моих. И лег на постель свою, и отворотил лице свое, и хлеба не ел. И вошла к нему жена его Иезавель и сказала ему: отчего встревожен дух твой, что ты и хлеба не ешь? Он сказал ей: когда я стал говорить Навуфею Изреелитянину и сказал ему: "отдай мне виноградник твой за серебро, или, если хочешь, я дам тебе другой виноградник вместо него", тогда он сказал: "не отдам тебе виноградника моего"** //(XX по тексту LXX-ти)// //Ахав пытается приобрести виноградник Навуфея, но получает от него отказ// Происшествие с Навуфеем рисует яркую, но непривлекательную картину вещественно-правовых отношений в Израильском царстве. В лице Ахава, ищущего приобрести не нужный ему, но лишь близкий к усадьбе его Изреельского дворца виноградник мирного гражданина Навуфея, во всей силе исполняется пророческое слово Самуила о будущем деспотизме еврейских царей [[old:1ts:08:11|(1 Цар VIII:11-16)]]: гордый двукратной победой над сирийцами, Ахав озабочен расширением садов своих в летней резиденции (ср. [[old:3ts:18:46|XVIII:46]]; [[old:4ts:09:30|4 Цар IX:30]]) Изрееле (по Г. Гроцию, "post victos tostes ad delicias comparandas animum adjicit"), не стесняясь в выборе средств к тому; продажная совесть подручных царю старейшин и судей благоприятствует проявлению дворцовой интриги и тирании. Отказ Навуфея продать родовой участок Ахаву (ст. 3) показывает в первом истинного чтителя Иеговы и ревнителя его закона, который воспрещал израильтянам отчуждение наследственной земли в другие руки, и даже по крайней бедности проданная земля должна была без выкупа возвращаться к первоначальному владельцу ([[old:lev:25:10|Лев XXV:10-28]]; [[old:chis:36:07|Чис XXXVI:7]] сл. ); продажа родового участка могла представляться Навуфею и оскорблением памяти предков, которые, по древнееврейскому обычаю, могли быть погребены на самом же участке. Здесь, таким образом, не может быть речи об упрямстве или своенравии Навуфея; здесь шла речь о законе, который обеспечивал самое существование теократии, который был обязателен и для царей [[old:iez:46:18|(Иез XLVI:18)]]. Чувствуя, быть может, правоту Навуфея, не прельстившегося и заманчивыми обещаниями Ахава вознаградить его за уступку царю виноградника, Ахав не решается действовать насилием и лишь отдается меланхолии [[old:3ts:21:04|(ст. 4)]]: в печали он //"лег на постель свою и отворотил лице свое// (к стене, как [[old:4ts:20:02|4 Цар XX:2]] и Vulg. : avertit faciem suam ad parietem. LXX вместо евр. савав, поворотил, читали саках, покрыл: sugkaluye to proswpon autou; слав.: //покры лице свое), и хлеба не ел"//. Но если для Ахава еще существовали препятствия к безграничному произволу и насилию - в виде смутно сознаваемого им закона Божия и признаваемого им общественного мнения, то для жены его Иезавели никаких препятствий на пути к достижению целей личного блага быть не могло: закона Божия она, как упорная язычница, не хотела знать, разве только для замаскирования своих низких притязаний именем закона [[old:3ts:21:10|(ст. 10)]], а общественное мнение, по ее понятиям об абсолютизме царской власти [[old:3ts:21:07|(ст. 7)]], есть тоже ничтожная величина, которую она, царица, может создавать и употреблять по собственному усмотрению. Дальнейший рассказ [[old:3ts:21:07|(ст. 7-13)]] вполне подтверждает, что убеждениям и словам Иезавели вполне отвечала ее деятельность. "Легкомыслен и падок был Ахав, и нетрудно было обращать его туда и сюда; почему лукавая жена и ввергла его в ров нечестия" (блаж. Феодорит, вопр. 62). [<10>]