[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 21:27 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Выслушав все слова сии, Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально** Богатые люди злятся и злословят, так что и вред приносят, если не получают того, что хотят. Но, когда приносят вред своей клеветой, делают вид, что огорчаются; опечаленные и охваченные горем, не в сердце, а видом, они отправляются в место, где находится похищенное и завладевают им - неправедно и насильно. //**О Навуфее.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Выслушав все слова сии, Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально** И Господь сказал Илии: //Видишь, как смирился предо мною Ахав?// - и далее. Если бы раскаяние Ахава не было искренним, Господь не стал бы его хвалить, и не было бы смягчено его наказание. Верно то, что Ахав действительно не получил свое наказание во всей полноте: псы на самом деле не раздирали его тело, и птицы не расклёвывали его. Поэтому сказанное Илией словами Господа должно быть истолковано в смысле сказанного Моисею: //Я истреблю их// [[old:vtor:09:14|(Втор 9:14)]], однако Он не истребил их. Здесь следует рассмотреть три [различных] значения. Во-первых, Ахав раскаивается и молится, и Бог тут же принимает его молитву, примиряется с ним и открывает Ахаву прощение его вины через пророка. Милосердие Господне по отношению к этому нечестивому человеку действительно достойно восхищения: Друг рода человеческого показывает Свое милосердие по отношению к грешникам во многих случаях. Бог прощает таким же образом грехи Давида, и, признав свой грех, он слышит от пророка: //Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь// [[old:2ts:12:13|(2 Цар 12:13)]]. [То же происходит] с Манассией, которого он вызволяет из плена за короткое время и возвращает в свое царство из Вавилона. Во-вторых, посмотрите, что даже, хотя раскаяние Ахава было кратковременным, милость, которую он просил, была дарована ему незамедлительно. Его Господь не вел Себя так с Авраамом, которого Он наградил наследником только после ста лет молитвы. Посмотрите, какой большой грех был прощен Ахаву, в то время как Мирия поражён был проказой за гораздо меньший грех. Поймите, что милость Божия, которая непостижима, не допускает грешникам разлагаться в своем беззаконии, и праведнику не даёт процветания поспешным исполнением [его желания] и незамедлительным исправлением. Вот, вспомните, что и Авраам молился, не получая [ничего]. Он не делает слуг Своих богатыми, чтобы они не возгордились. В-третьих, даже если Бог освободил Ахава от приговора Илии, Он, тем не менее, говорит: //Во дни сына его наведу беды на дом его// [[old:3ts:21:29|(3 Цар 21:29)]]. Это означает, что милостивый Судия пытался повлиять на царя, дабы он жил согласно с Его доброй волей, ибо Ахав был человеком импульсивным, быстро менял настроение и отвращался от добра ко злу. Кроме того, [Он сказал такие слова] для того, чтобы пробудить в Ахаве жалость к собственным детям и заставить его отвратить от них вынесенный им суд. //**Комментарии на 3-ю книгу Царств.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Выслушав все слова сии, Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально** Вот, учитель, если выпускает юношу и не добивается от него послушания, его возненавидит; если же он научит его и лекарство его исцелит, то очевидная строгость смягчится. Ахав тоже осуждаем был Господом, когда убил Навуфея, забрав его виноградник и пролив его кровь. Пророк Илия был послан к нему сказать: //Ты убил, и еще вступаешь в наследство.// И тут же совесть его проснулась и стала мучить его; он склонил голову и пошёл, опустив глаза, - и это тот нечестивый царь, облачённый в пурпур! Затем Писание говорит: **Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально.** И Бог, видя это, сказал: //За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни.// Вот, смотри, насколько сильны вретище и пост, как много крови смывают слёзы смирения! Вот так должно носить вретище, так должно поститься - чтобы никто этого не видел. //**Гомилии на Псалмы.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 27-29 **Выслушав все слова сии, Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально. И было слово Господне к Илии Фесвитянину, и сказал Господь: видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его** Обличение пророка Илии и на этот раз, как и после кармильского события [[old:3ts:18:45|(XVIII:45-46)]] произвело сильное действие на Ахава (Ахав, видимо, был склонен принимать воздействие проповеди пророка, но слабохарактерность и подчинение влиянию язычницы жены парализовали спасительное действие личности и проповеди пророка: (полная аналогия с Иродом, с удовольствием слушавшим Иоанна Крестителя и все же умертвившем его по навету злой Иродиады,[[new:mk:06:20| Мк VI:20]], [[new:mk:06:26|26]]): Ахав (по LXX: слав. //умилися от лица Господня и идяше плачася//, - добавление, едва ли первоначальное, но вполне выражающее мысль текста) наложил на себя траур, обычный в печали (ср. [[old:3ts:20:31|XX:31-32]]) и подверг себя покаянному посту (ср. [[old:2ts:12:16|2 Цар XII:16]], [[old:2ts:12:21|21-23]]; [[old:is:58:03|Ис LVIII:3]] сл. ), почему Господь через пророка Илию смягчил Свой суд над Ахавом [[old:3ts:21:29|(ст. 29)]]: грозное пророчество исполнится во всей силе не на Ахаве, а на сыне его Иораме ([[old:4ts:09:24|4 Цар IX:24]] сл. ). Так, "бездна благости - Владыка Бог за убийство угрожал конечною гибелью; и за слезы об убийстве даровал замедление наказания" (блаж. Феодорит, вопр. 62). "Покаяние, конечно, не притворное, но временное; почему и временным сопровождалось помилованием" (Филарет, с. 246). [<10>]