[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 22:1 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-6 **Прожили три года, и не было войны между Сириею и Израилем. На третий год Иосафат, царь Иудейский, пошел к царю Израильскому. И сказал царь Израильский слугам своим: знаете ли, что Рамоф Галаадский наш? А мы так долго молчим, и не берем его из руки царя Сирийского. И сказал он Иосафату: пойдешь ли ты со мною на войну против Рамофа Галаадского? И сказал Иосафат царю Израильскому: как ты, так и я; как твой народ, так и мой народ; как твои кони, так и мои кони. И сказал Иосафат царю Израильскому: спроси сегодня, что скажет Господь. И собрал царь Израильский пророков, около четырехсот человек и сказал им: идти ли мне войною на Рамоф Галаадский, или нет? Они сказали: иди, Господь предаст его в руки царя** //(ср.// [[old:2par:18:start|2 Пар XVIII]]//)// //Приготовление царей Ахава израильского и Иосафата иудейского к походу против сирийцев// Три года (ст. 1) прошли от второй войны Ахава с сирийцами, окончившейся победой Ахава над Венададом сирийским, и мирным договором между ними [[old:3ts:20:26|(XX:26-34)]]. Одна из статей этого мирного договора требовала возвращения сирийским царем израильскому городов Израильского царства, отобранных Венададом у Амврия [[old:3ts:20:34|(XX:34)]]. В числе этих городов, очевидно, был и Рамоф Галаадский (ст. 3. Onomast. 688, 772, ср. прим. к [[old:3ts:04:13|IV:13]]), которого сирийский царь, видимо, не хотел возвращать Ахаву: это и послужило поводом к новой войне, о которой рассказывает гл. XXII, составляющая, таким образом, естественное продолжение гл. XX (на трехлетний срок, отделяющий события той и другой главы, падает во внутренней жизни Израильского царства: убийство Навуфея, гл. XXI; во внешней, по предположению ученых, упомянутая уже битва при Каркаре между Салманассаром II ассирийским и Венададом (Bir-idri) сирийским, в войсках которого принимал участие, по обязанностям союзника, Ахав (Ahabbu Sir-lai ассирийских памятников). Войну предпринимают против сирийцев совместно израильский царь Ахав и иудейский Иосафат, прежние враждебные отношения между двумя еврейскими царствами сменились дружественными, частью на почве родства царских домов: сын Иосафата иудейского Иорам был женат на Гофолии, дочери Ахава израильского (ср. [[old:4ts:08:18|4 Цар VIII:18]]; [[old:2par:18:01|2 Пар XVIII:1]]), - частью, вероятно в силу политической необходимости общими силами сломить силу общего врага - Сирии. Посещение Иосафатом Ахава (ст. 2, 4), при таких обстоятельствах, могло быть вызвано приглашением последнего (по [[old:2par:18:02|2 Пар XVIII:2]] Ахав устроил большой пир для Иосафата); инициатива похода на Рамоф во всяком случае исходит от Ахава, от которого Иосафат, по-видимому, считал себя зависимым [[old:3ts:22:04|(ст. 4)]], почему и представляет в распоряжение Ахава свою главную военную силу - коней (ср. [[old:ps:032:16|Пс XXXII:16-17]]). "Так обещал поступать Иосафат, призванный участвовать в сражении, то есть буду делать то же, что ты, ополчусь, как скоро ты ополчишься, народ мой начнет войну, как скоро начнет твой народ. Но Иосафат показал вместе и благочестие свое, потому что почел необходимым вопросить прежде Бога всяческих, [[old:3ts:22:05|ст. 5]]" (блаж. Феодорит, вопр. 67). Впрочем, "благочестию его нанесли вред дружество и родство" (там же). Если Иосафат просит Ахава вопросить о предстоящем походе Иегову [[old:3ts:22:05|(ст. 5)]], то собранные Ахавом около 400 человек - пророки не могли быть ранее упомянутыми 400 пророками Астарты - Ашеры [[old:3ts:18:18|(XVIII:18-19)]], как полагали древние толкователи, а пророками Иеговы, вероятно, культа тельцов, остававшегося официальным и при Ахаве (несмотря на вторжение культа Ваала). Как самый культ тельцов имел сильную примесь языческого элемента, так и институт пророков в этом культе не соответствовал идее пророческого служения: уже огромная цифра явившихся теперь пророков [[old:3ts:22:06|(ст. 6)]] ставит их в полную параллель с пророками Ваала и Астарты [[old:3ts:18:19|(XVIII:19)]], - для них пророчество, очевидно, стало своего рода ремеслом, выгодной профессией, они, вероятно, подобно пророкам Астарты (ibid) питались от царского стола: за это говорит их явное угодничество царю ([[old:3ts:22:06|ст. 6]], [[old:3ts:22:12|12-13]]), почему пророк Михей называет их [[old:3ts:22:22|(ст. 22-23)]] пророками Ахава, хотя при всем том они сами считали себя стоящими под действием Духа Божия [[old:3ts:22:24|(ст. 24)]]. [<10>]