[<10>] ====== Толкования на 3 Цар. 22:8 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-9 **И сказал царь Израильский Иосафату: есть еще один человек, чрез которого можно вопросить Господа, но я не люблю его, ибо он не пророчествует о мне доброго, а только худое, - это Михей, сын Иемвлая. И сказал Иосафат: не говори, царь, так. И позвал царь Израильский одного евнуха и сказал: сходи поскорее за Михеем, сыном Иемвлая** В ответ на просьбу Иосафата Ахав не называет пророка Илию - как по глубокому нерасположению к этому пророку, так, вероятно, и неизвестности его местопребывания. О пророке же Михее (евр. //Мша//, полнее: //Михайягу//: "кто как Иегова?") Ахав дает такой отзыв, который обнаруживает чисто языческое представление его о пророчестве, будто пророк имеет как бы некоторую власть и силу над божеством, сила его пророчества (магическая) зависит от употребляемых им формул, и он всецело ответствен за неблагоприятное пророчество (такое языческое представление о пророке, как о маге, ярко выступает в факте призыва моавитским царем Валаком Валаама для проклятия Израиля, [[old:chis:22:start|Чис XXII-XXIV]]; совершенно аналогичен отзыву Ахава о Михее упрек Агамемнона прорицателю Калхасу, Илиада I, 106). Этот отзыв (ср. [[old:2par:18:07|2 Пар XVIII:7]]) дает вероятность мнению И. Флавия и раввинов, что пророк Михей, гл. XXII, - одно лицо с сыном пророческим, изрекшим грозное слово на Ахава, [[old:3ts:20:35|XX:35-42]]. Не невероятно также предположение, что Ахав держал Михея в темнице Самарийской (ср. [[old:3ts:22:26|ст. 26-27]]), потому-то он мог немедленно призвать его через евнуха (eunoucoV; слав. : //скопца//), евр. //сарис//, обозначая человека с известным недостатком телесным. [[old:is:56:03|Ис LVI:3-4]], в частности изуродованных таким образом царедворцев при дворах восточных деспотов [[old:1ts:08:15|1 Цар VIII:15]], может иметь и общий смысл: придворный, даже женатый, ср. [[old:gen:37:36|Быт XXXVII:36]]; [[old:gen:39:01|XXXIX:1]], [[old:gen:39:07|7]]. [<10>]