[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 8:7 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 7-10 **И пришел Елисей в Дамаск, когда Венадад, царь Сирийский, был болен. И донесли ему, говоря: пришел человек Божий сюда. И сказал царь Азаилу: возьми в руку твою дар и пойди навстречу человеку Божию, и вопроси Господа чрез него, говоря: выздоровею ли я от сей болезни? И пошел Азаил навстречу ему, и взял дар в руку свою и всего лучшего в Дамаске, сколько могут нести сорок верблюдов, и пришел и стал пред лице его, и сказал: сын твой Венадад, царь Сирийский, послал меня к тебе спросить: "выздоровею ли я от сей болезни?" И сказал ему Елисей: пойди, скажи ему: "выздоровеешь"; однакож открыл мне Господь, что он умрет** Причиной его болезни была неудача. Ибо он был сильно огорчен тем фактом, что в войне с Самарией его войска потерпели поражение и что в то же самое время его народ изгоняли из города, когда он был уверен, что победа близка. Всё его войско бежало, ввергнув себя в стыд и бесчестие, и он в глубине души беспокоился по этому поводу. Кроме того, боль его души происходила из-за чего-то, что не было причиной его неудачи: он обманулся в том, что поверил, будто бесчисленная и мощная армия выступила против него, тогда как позднее оказалось, что не было вообще никакой армии. Поэтому царь, когда услышал о приходе Елисея, послал Азаила, одного из его знатных людей, встретить его. Он приказал ему убедить пророка позаботиться о его исцелении и, поскольку думал, что просьба должна сопровождаться дарами и подношениями согласно светскому обычаю, он послал ему через своего посланника различные подарки из Дамаска и сорок верблюдов. Разумеется, пророки отказались так же, как Елисей отказался и не принял подношений арамеянина Неемана. **Пойди, скажи ему: «выздоровеешь»; однакож открыл мне Господь, что он умрет.** Таковыми были слова Елисея царю, который спросил у него: **Выздоровею ли я от сей болезни?** Но, кажется, что они не соответствуют истинному течению событий и даже не согласуются друг с другом. Однако после слов, приведённых выше в истории с пророком Михеем, очевидно, что они не исключают друг друга и не противоречат друг другу. Действительно, оба пророка отвечают одинаково, и их ответы преследуют одну и ту же цель в том смысле, что они объявляют собеседнику и доброе, и смерть одновременно. Но в ответе Михея нужно учитывать один аспект, а именно что Ахав не мог избежать смерти, ибо он настойчиво рвался воевать, что и было реальной причиной его падения. Но случай Венадада совершенно другой: ему было бы легко избавиться от болезни, поскольку она не была серьезной или смертельной: он бы действительно выздоровел, как сказал ему Елисей, когда Венадад спросил его, говоря: «Выздоровею ли я от сей болезни?». Однако он умер естественным образом: он был введен в заблуждение Азаилом, своим посланником, тем, кто положил одеяло на своего господина и убил его, и воцарился на его месте, как и предсказывал Елисей. //**Комментарии на 4-ю книгу Царств.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-15 **И пришел Елисей в Дамаск, когда Венадад, царь Сирийский, был болен. И донесли ему, говоря: пришел человек Божий сюда. И сказал царь Азаилу: возьми в руку твою дар и пойди навстречу человеку Божию, и вопроси Господа чрез него, говоря: выздоровею ли я от сей болезни? И пошел Азаил навстречу ему, и взял дар в руку свою и всего лучшего в Дамаске, сколько могут нести сорок верблюдов, и пришел и стал пред лице его, и сказал: сын твой Венадад, царь Сирийский, послал меня к тебе спросить: "выздоровею ли я от сей болезни?" И сказал ему Елисей: пойди, скажи ему: "выздоровеешь"; однакож открыл мне Господь, что он умрет. И устремил на него Елисей взор свой, и так оставался до того, что привел его в смущение; и заплакал человек Божий. И сказал Азаил: отчего господин мой плачет? И сказал он: от того, что я знаю, какое наделаешь ты сынам Израилевым зло; крепости их предашь огню, и юношей их мечом умертвишь, и грудных детей их побьешь, и беременных женщин у них разрубишь. И сказал Азаил: что такое раб твой, пес, чтобы мог сделать такое большое дело? И сказал Елисей: указал мне Господь в тебе царя Сирии. И пошел он от Елисея, и пришел к государю своему. И сказал ему этот: что говорил тебе Елисей? И сказал: он говорил мне, что ты выздоровеешь. А на другой день он взял одеяло, намочил его водою, и положил на лице его, и он умер. И воцарился Азаил вместо него** //Пророк Елисей в Дамаске предрекает царствование Азаилу и смерть Венададу// Пророк Елисей, ввиду, без сомнения, известного ему повелении Божия пророка Илии на Xориве - помазать на Сирийское царство некоего Азаила [[old:3ts:19:15|(3 Цар XIX:15)]], повеления, не выполненного самим пророком Илией и, вероятно, переданного им Елисею, отправляется в Дамаск в то время, когда Венадад был болен (вследствие неудачного исхода осады Самарии, гл. VII, как замечает И. Флавий. Древн. IX, 4, 6). Узнав о прибытии уважаемого пророка, Венадад посылает ему навстречу некоего Азаила (по И. Флав.: о πιστόεατος τῶν οἰκετῶν) навстречу пророку с вопросом об исходе болезни и, конечно, с просьбою о молитве за благоприятный ее исход; по восточному обычаю такое посольство неизбежно должно было нести дары пророку (ср. [[old:1ts:09:07|1 Цар IX:7]]; [[old:3ts:14:03|3 Цар XIV:3]]), по восточной пышности и тщеславно разложенные на 40 верблюдов. "Пророк пришедшему Азаилу предсказал и воцарение его и смерть пославшего, велел же не извещать о смерти Варадада (Венадада), чтобы в унынии не окончил он жизнь" (блаж. Феодорит, вопр. 23). Евр. текст [[old:4ts:08:10|ст. 10]] в написании ("Кетиб") имеет отрицание: //ло//, так что смысл получается такой: и скажи (Венададу): //не// выздоровеешь, но в чтении (//"Кери"//) и во мн. кодексах //ло// считается местоимением: ему (скажи ему: выздоровеет). Причина непрямого ответа пророка удовлетворительно указана блаж. Феодоритом, а равно, согласно с ним, И. Флавием. Царствование Азаила имело принести в будущем (ср. [[old:4ts:10:32|X:32]] сл. [[old:4ts:13:03|XIII:3-4]], [[old:4ts:13:07|7]], [[old:4ts:13:22|22]]) великие бедствия Израильскому царству, какие были обычны в древности во время опустошительных войн (ст. [[old:4ts:08:12|12]], ср. [[old:is:13:15|Ис XIII:15]] сл.; [[old:os:10:14|Ос X:14]]; [[old:am:01:13|Ам I:13]]; [[old:naum:03:10|Наум III:10]] сл.; [[old:ps:136:09|Пс CXXXVI:9]]), и пророк глубоко скорбит и плачет об ожидающих отечество его бедствиях от руки Азаила. Как вестник воли Божией, пророк Елисей не скрывает от Азаила этой гибельной для Израиля деятельности Азаила в будущем, равно как и не скрывает близкой смерти Венадада и последующего воцарения Азаила, [[old:4ts:08:13|(ст. 13)]] хотя и знал, что Азаил достигнет престола через труп своего повелителя [[old:4ts:08:15|(15 ст.)]]: пророк (как и ранее [[old:4ts:03:19|III:19]]), лишь предсказывает будущие факты, нимало не обязывая Азаила действовать преступно. Ложное смирение Азаила (ст. [[old:4ts:08:13|13]]; ср. [[old:1ts:24:15|1 Цар XXIV:15]]; [[old:2ts:16:09|2 Цар XVI:9]]) не помешало ему умертвить больного Венадада ([[old:4ts:08:15|ст. 15]], по И. Флавию, он удавил его, что не вполне согласно с библ. текстом), после чего он сделался царем Дамаска (ср. блаж. Феодорит, вопр. 24). [<10>]