[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 11:13 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 13-18 **И услышала Гофолия голос бегущего народа, и пошла к народу в дом Господень. И видит, и вот царь стоит на возвышении, по обычаю, и князья и трубы подле царя; и весь народ земли веселится, и трубят трубами. И разодрала Гофолия одежды свои, и закричала: заговор! заговор! И дал приказание Иодай священник сотникам, начальствующим над войском, и сказал им: "выведите ее за ряды, а кто пойдет за нею, умерщвляйте мечом", так как думал священник, чтобы не умертвили ее в доме Господнем. И дали ей место, и она прошла чрез вход конский к дому царскому, и умерщвлена там. И заключил Иодай завет между Господом и между царем и народом, чтоб он был народом Господним, и между царем и народом. И пошел весь народ земли в дом Ваала, и разрушили жертвенники его, и изображения его совершенно разбили, и Матфана, жреца Ваалова, убили пред жертвенниками. И учредил священник наблюдение над домом Господним** Пока все это совершалось в доме Господнем, Гофолия, встревоженная криками бегущего народа и шумом толпы, побежала в храм. Но в то время, когда она пыталась сдержать буйство толпы своим присутствием и голосом, ее схватили телохранители царя, вывели за пределы дома Господнего, где и убили по приказу священника, чтобы ее кровь не осквернила дом Господень. Таким образом, пророческие предсказания об уничтожении рода Ахава постепенно, через ряд смертей, совершились. После того как царство умиротворилось и [существовавшие] проблемы были улажены, Иодай посвятил себя восстановлению религии Бога, разрушенной Иорамом и его последователями. В первую очередь он убедил царя и весь народ возобновить завет, заключенный с Богом их отцами, в соответствии со словами традиционного обряда и принести клятву взаимного доверия. После этого он стал разрушать все, связанное с новыми культами, и видел, что весь народ единодушен с ним. Итак, собрав сотников и телохранителей, он немедленно вошел в дом Ваала, и они разрушили его жертвенники, разбили его изображения и убили Матфана, жреца этого нечестивого культа. Благодаря авторитету Иодая и благочестивому соблюдению закона почти восстановился порядок священного служения, жертвоприношений и обрядов - с тем же почтением, как это было во времена царя Давида. **//Комментарии на 4-ю книгу Царств.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-18 **И услышала Гофолия голос бегущего народа, и пошла к народу в дом Господень. И видит, и вот царь стоит на возвышении, по обычаю, и князья и трубы подле царя; и весь народ земли веселится, и трубят трубами. И разодрала Гофолия одежды свои, и закричала: заговор! заговор! И дал приказание Иодай священник сотникам, начальствующим над войском, и сказал им: "выведите ее за ряды, а кто пойдет за нею, умерщвляйте мечом", так как думал священник, чтобы не умертвили ее в доме Господнем. И дали ей место, и она прошла чрез вход конский к дому царскому, и умерщвлена там. И заключил Иодай завет между Господом и между царем и народом, чтоб он был народом Господним, и между царем и народом. И пошел весь народ земли в дом Ваала, и разрушили жертвенники его, и изображения его совершенно разбили, и Матфана, жреца Ваалова, убили пред жертвенниками. И учредил священник наблюдение над домом Господним** //Гибель Гофолии. Религиозный отпечаток первого времени царствования Иоаса// Привлеченная необычным шумом народных восклицаний Гофолия, как чтительница Ваала [[old:4ts:11:18|(ст. 18)]] не бывавшая в храме, теперь бежит в храм и здесь видит поразительную картину, предвещавшую конец ее царствования и жизни; умерщвлена она [[old:4ts:11:16|(ст. 16)]] была, по И. Флавию, в долине кедронской (Древн. IX, 7, 3; ср. блаж. Феодорит, вопр. 38); //"вход конский к дому царскому"// [[old:4ts:11:16|(ст. 16)]], вероятно, тождествен с "воротами конскими" [[old:ier:31:40|(Иер XXXI:40]]; [[old:neem:03:28|Неем III:28)]] - на восточной стороне храма и города. Доставив царский престол иудейский законному наследнику его из рода Давидова, Иодай спешит восстановить в Иудее религию Иеговы, попранную нечестием и язычеством Гофолии, Иорама и Охозии, возобновляет завет народа и царя с Иеговой, чтобы первый был народом Иеговы ([[old:4ts:11:17|ст. 17]], сн. [[old:ish:19:start|Исх XIX]]; [[old:vtor:04:20|Втор IV:20]]), а затем нормирует отношения между народом и царем. Последствием первого завета явилась особенная ревность народа по Иегове, побудившая его разрушить храм Ваала (неизвестно, кем построенный в Иерусалиме; вероятно, Гофолией еще при Иораме, ср. [[old:4ts:08:18|4 Цар VIII:18]]), уничтожить все принадлежности культа Ваала и умертвить главного его жреца Матфана [[old:4ts:11:18|(ст. 18)]]. После этого Иодай мог беспрепятственно учредить наблюдение (евр. //лекуддот//, блюстительство) над храмом, т. е. возобновить учрежденный еще Давидом [[old:1par:24:start|(1 Пар XXIV)]] порядок службы при храме священнических и левитских фамилий, порядок, пришедший в забвение за время Иорама, Охозии и Гофолии; между тем установить определенный штат наблюдателей за храмом важно было и для предупреждения в будущем тех посягательств на достояние храма, какие имели место при Гофолии [[old:2par:24:07|(2 Пар XXIV:7)]]. [<10>]