[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 13:10 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 10-19 **В тридцать седьмой год Иоаса, царя Иудейского, воцарился Иоас, сын Иоахазов, над Израилем в Самарии, и царствовал шестнадцать лет, и делал неугодное в очах Господних; не отставал от всех грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех, но ходил в них. Прочее об Иоасе и обо всем, что он сделал, и о мужественных подвигах его, как он воевал с Амасиею, царем Иудейским, написано в летописи царей Израильских. И почил Иоас с отцами своими, а Иеровоам сел на престоле его. И погребен Иоас в Самарии с царями Израильскими. Елисей заболел болезнью, от которой потом и умер. И пришел к нему Иоас, царь Израильский, и плакал над ним, и говорил: отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его! И сказал ему Елисей: возьми лук и стрелы. И взял он лук и стрелы. И сказал царю Израильскому: положи руку твою на лук. И положил он руку свою. И наложил Елисей руки свои на руки царя, и сказал: отвори окно на восток. И он отворил. И сказал Елисей: выстрели. И он выстрелил. И сказал: эта стрела избавления от Господа и стрела избавления против Сирии, и ты поразишь Сириян в Афеке вконец. И сказал [Елисей]: возьми стрелы. И он взял. И сказал царю Израильскому: бей по земле. И ударил он три раза, и остановился. И разгневался на него человек Божий, и сказал: надобно было бы бить пять или шесть раз, тогда ты побил бы Сириян совершенно, а теперь только три раза поразишь Сириян** Затем он называет пророка **колесницей Израиля и конницей его**, потому что мир в царстве и победы Израиля зависели от его молитв и наставлений. Пророк, в свою очередь, вознаградил его за любовь и слезы, сказав: **Возьми лук и стрелы.** <... > **И наложил Елисей руки свои на руки царя** [[old:4ts:13:15|(4 Цар 13:15, 16)]], и повелел ему открыть окно на восток и выстрелить. И он выстрелил. А Елисей сказал: **Эта стрела избавления от Господа и стрела избавления против Сирии** [[old:4ts:13:16|(4 Цар 13:16)]]. Окно в самом деле смотрело в сторону Сирии. **Ты поразишь сириян в Афеке вконец** [[old:4ts:13:17|(4 Цар 13:17)]]. В этом фрагменте заключены два духовных смысла. Первый - тот, что Господь связал победу сынов Израиля с этим знаком, что не было новшеством: такое действительно существовало в течение многих столетий, как показано было за много веков до этого, когда Господь поставил бедствия Египта и свободу людей в зависимость от взмаха жезла Моисея, а поражение Амалика - с поднятием рук Моисея во время молитвы, и разрушение Гая - с поднятием копья Иисуса. И надо было, чтобы ситуация развивалась именно таким образом, дабы люди могли ясно распознать помощь, которую Бог дал им, дабы в момент обретения милости память о ней глубоко проникла в сердца. Но только Елисей точно знал тайну, в то время как она была скрыта от царя; иначе бы царь ударил по земле не три раза, а десять. И так как он заколебался и остановился, Елисей обвинил его: не потому, что он был виноват, а потому, что его ошибка лишила сынов его народа победы и великой выгоды, которую можно было бы извлечь из истребления сириян и низложения их царства, чего Елисей очень сильно желал. Он опечалился, что царь разрушил его надежды, остановившись, не умножив предписанные удары. Но истинная причина, по которой не была дана милость, заключалась в отступничестве царя и народа и их возмутительном желании поклоняться идолам. И это стало причиной, воспрепятствовавшей милости, обозначенной этим символом. Наложение рук Елисея на руки царя показывает, что слабые руки царя должны были укрепиться силой, заключенной в руках пророка, чтобы эти руки смогли разрушить Сирию и истребить ее после того, как она разрушила и истребила Израиль. Ясно, что сыны Израиля во времена Иорама сильно сократились числом, ибо в царском городе было только пять лошадей, а во времена его сына оставалось войска только пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших, как говорит Писание, потому что царь сирийский истребил их и обратил их в прах на попрание. А ведь евреи во времена Соломона имели пятьдесят две тысячи лошадей в конюшнях царя, и Иеровоам послал на войну восемьсот тысяч воинов, а Авия выстроил против них четыреста тысяч храбрых мужей, которых он собрал из двух колен - Иуды и Вениамина. Второй духовный смысл состоит в следующем. Этот знак делится на два символа и каждый из них имеет свое собственное значение: «Господня стрела победы» ясно показывает нашего Господа и Спасителя висящим на древе и испускающим Свой дух. Своим духом Он нисходит в неприступные крепости Шеола и освобождает праведников, томящихся там, а после Воскресения Он покоряет Себе всю вселенную через святых апостолов и дает новую жизнь тем, кто верит в имя Его. С другой стороны, тот факт, что стрела была пущена из окна, расположенного на востоке, означает, что совершение нашего спасения осуществилось вознесением нашего Господа, //шествующего на небесах небес от века// [[old:ps:067:34|(Пс 67:34)]]. Своим вознесением Он открыл врата вечности и даёт нам взойти, ибо //восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам// [[new:ef:04:08|(Еф 4:8)]]. И опять же, стрела, вонзённая в землю, а затем извлекаемая или вырываемая из неё, означает погребение нашего Господа и Его воскресение после того, как Он сошёл и оставался в сердце преисподней, стране мёртвых. Посмотрите и проникнитесь тем, что землю Израиля поразили три стрелы, а царство Сирийское было побеждено в трех битвах, подобно тому как обожаемое тело нашего Господа истязали терниями, гвоздями и мечом, однако оно не пострадало. Власть смерти, сатаны, была низложена трижды. Ибо (Господь) поверг сатану, изгнал грех и смерть. И снова стрела пущена три раза и остается на земле, но Господь поднимает Свой народ, поверженный на землю, подобно тому как Христос, будучи положен во гроб, дал надежду на воскресение святым. **//Комментарии на 4-ю книгу Царств.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-13 **В тридцать седьмой год Иоаса, царя Иудейского, воцарился Иоас, сын Иоахазов, над Израилем в Самарии, и царствовал шестнадцать лет, и делал неугодное в очах Господних; не отставал от всех грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех, но ходил в них. Прочее об Иоасе и обо всем, что он сделал, и о мужественных подвигах его, как он воевал с Амасиею, царем Иудейским, написано в летописи царей Израильских. И почил Иоас с отцами своими, а Иеровоам сел на престоле его. И погребен Иоас в Самарии с царями Израильскими** //Царствование Иоаса Израильского// Здесь соединены в одно: а) обычное введение [[old:4ts:13:10|(10-11)]] и б) заключение [[old:4ts:13:12|(12-13)]], которому надлежало бы быть в конце главы (за [[old:4ts:13:25|25 ст.]]). О войне Иоаса израильского с Амасиею иудейским рассказывается. [<10>]