[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 13:20 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году** Его ученики, сыновья пророков, погребли его. Кажется, что царь Иоас сам проводил его в могилу, потому что оставался с ним во время его болезни, выказывал глубокую любовь по отношению к нему, плача перед ним и слагая погребальные плачи. Кажется также, что пророк Осия занял его место и правил сынами пророков, ибо Осия говорит в начале своих прорицаний, что он пророчествовал во времена Иеровоама, сына Иоаса. **//Комментарии на 4-ю книгу Царств.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-21 **И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои** Пророк Елисей умер в глубокой старости, ок. 100 лет: он выступил на пророческое служение при Ахаве [[old:3ts:19:19|(3 Цар XIX:19)]] - около 900 года до Р. X., а скончался при Иоасе, в тридцатых годах IX в. (ок. 835 г.). Пo блаж. Иерониму (Epit Pauiae), могилу пророка указывали близ Самарии (ср. [[old:4ts:05:09|4 Цар V:9]]; [[old:4ts:06:32|VI:32]]). Посмертное чудо пророка, по блаж. Феодориту, имело такой смысл: "Пророк и по смерти воскресил поднесенного к нему мертвеца, чтобы и сие чудо свидетельствовало о приятой им сугубой против учителя благодати". Кроме того, временной целью чуда могло быть воодушевление Израиля на борьбу с врагами, а вечной и существенной - засвидетельствование истины всеобщего будущего воскресения мертвых (в частности, здесь можно усматривать оправдание церковного почитания мощей святых). См. также Толкование на [[old:4ts:13:14#lopuxin_ap|4 Цар. 13:14]] [<10>]