[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 19:1 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-4 **Когда услышал это царь Езекия, то разодрал одежды свои и покрылся вретищем, и пошел в дом Господень. И послал Елиакима, начальника дворца, и Севну писца, и старших священников, покрытых вретищами, к Исаии пророку, сыну Амосову. И они сказали ему: так говорит Езекия: день скорби и наказания и посрамления - день сей; ибо дошли младенцы до отверстия утробы матерней, а силы нет родить. Может быть, услышит Господь Бог твой все слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живаго и поносить словами, какие слышал Господь Бог твой. Принеси же молитву об оставшихся, которые находятся еще в живых** //Езекия в скорби обращается сам к молитве и посылает траурное посольство к пророку Исаии с просьбой о молитве за Иерусалим и народ иудейский// Усматривая в нашествии ассириян и осаде ими Иерусалима, Езекия, подобно придворным своим [[old:4ts:18:37|(XVIII:37)]], возлагает на себя одежду траура и покаяния (1, сн. [[old:3ts:20:32|3 Цар XX:32]]; [[old:4ts:06:30|4 Цар VI:30]]) и идет в храм с молитвой покаяния и умилостивления (раввины выводили из данного места правило, что при хулениях как тот, кто их слышит, так и тот, кому они передаются, должны разрывать одежды свои). Вместе с тем Езекия в этот критический момент вспоминает о пророке Исаии, который с момента памятного сиро-израильского нашествия на Иерусалим ([[old:4ts:07:03|VII:3]], и д.) являлся единственным советником царя и народа, которые потому на него и теперь обратили взоры. В состав посольства (ср. [[old:ier:21:01|Иер XXI:1]]) к пророку вошли и "старейшины священников" (видимо, священство в данное время соединялось в целую сложную организацию): здесь выступает различие священнического и пророческого служений в Израиле: священники были профессиональными служителями культа, самым происхождением предназначенные на служение религии и культу, пророки же были чрезвычайными избранниками Бога, боговдохновенными органами Его, к которым естественно обращался взор народа в критических моментах. В словах Езекии //"дошли младенцы до отверстия утробы матерней, а силы нет родить"// [[old:4ts:19:03|(ст. 3)]] заключается "в высшей степени образное представление того безвыходного, мучительного состояния, в каком должны были находиться иудеи в ожидании близкой опасности. Такое положение ни с чем выразительнее сравнено, как с состоянием родильницы, в последние мгновения пред появлением ребенка на свет, когда мать обессиливает в муках рождения и отчаивается в облегчении их" (//проф. Гуляев//, с. 357). Данное сравнение имеет форму ходячей поговорки (ср. [[old:is:13:08|Ис XIII:8]]; [[old:is:26:18|XXVI:18]]; [[old:os:13:13|Ос XIII:13]]; см. у //проф. Бродовича//, цит. соч. с. 452-453). Езекия называет Иегову Богом пророка (ст. 4) в смысле особенной близости Бога к пророку, как к своему избраннику, и на этой близости основывается вера в действенность его ходатайства пред Богом (ср. [[old:gen:18:17|Быт XVIII:17]] д.; [[old:gen:20:07|XX:7]]; [[old:ish:32:31|Исх XXXII:31]] сл.). "Оставшиеся в живых", т. е. жители Иерусалима и др. городов, еще не завоеванных ассириянами. **//Толковая Библия.//** [<10>]