[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 19:20 ====== ===== Новациан ===== **И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать: так говорит Господь Бог Израилев: то, о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, Я услышал** Когда пишут об очах [Бога], то подразумевается, что Он видит всё . Об ушах - чтобы показать, что Он слышит всё. О персте - чтобы обозначить волю; о ноздрях - чтобы показать, что Он воспринимает молитвы наши словно благоухания. О ладонях - чтобы подтвердить, что Он - автор всякого творения. О мышце - чтобы было известно, что никакая природа не способна противостоять силе Его. Наконец, о ногах - чтобы ясно было, что Он заполняет Собой всё, и ничего нет, в чём не был бы Бог. //**О Троице.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-34 **И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать: так говорит Господь Бог Израилев: то, о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, Я услышал. Вот слово, которое изрек Господь о нем: презрит тебя, посмеется над тобою девствующая дочь Сиона; вслед тебя покачает головою дочь Иерусалима. Кого ты порицал и поносил? И на кого ты возвысил голос и поднял так высоко глаза свои? На Святаго Израилева! Чрез послов твоих ты порицал Господа и сказал: "со множеством колесниц моих я взошел на высоту гор, на ребра Ливана, и срубил рослые кедры его, отличные кипарисы его, и пришел на самое крайнее пристанище его, в рощу сада его; и откапывал я и пил воду чужую, и осушу ступнями ног моих все реки Египетские". Разве ты не слышал, что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь укрепленные города, превращая в груды развалин? И жители их сделались маломощны, трепещут и остаются в стыде. Они стали как трава на поле и нежная зелень, как порост на кровлях и опаленный хлеб, прежде нежели выколосился. Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдешь ли, Я все знаю; знаю и дерзость твою против Меня. За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою пришел ты. И вот тебе, Езекия, знамение: ешьте в этот год выросшее от упавшего зерна, и в другой год - самородное, а на третий год сейте и жните, и садите виноградные сады и ешьте плоды их. И уцелевшее в доме Иудином, оставшееся пустит опять корень внизу и принесет плод вверху, ибо из Иерусалима произойдет остаток, и спасенное от горы Сиона. Ревность Господа Саваофа сделает сие. Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: "не войдет он в сей город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала. Тою же дорогою, которою пришел, возвратится, и в город сей не войдет, говорит Господь. Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего"** //Ответ пророка Исаии на эту молитву// Весь пророческий ответ Исаии распадается на три части: а) поражение высокомерия и хвастливости Сеннахирима [[old:4ts:19:21|(ст. 21-28)]]; б) обращение к Езекии [[old:4ts:19:29|(ст. 29-31)]] и в) указание исхода или результата ассирийского нашествия [[old:4ts:19:31|(ст. 31-34)]]. Высокомерию ассирийского царя противополагается [[old:4ts:19:21|(ст. 21)]] спокойная уверенность "девствующей дочери Сиона" (т. е. Иерусалима, ср. [[old:is:23:12|Ис XXIII:12]]; [[old:ier:01:15|Иер I:15]] и др.), презрительно и насмешливо качающей головой (сн. [[old:ps:021:08|Пс XXI:8]]; [[old:ps:108:25|CVIII:25]]; [[old:is:16:04|Ис XVI:4]]), и это презрение вполне заслуженное, потому что Сеннахирим поносил //"Святаго Израилева"// (22) - эпитет Иеговы, употребительный весьма часто у пророка Исаии ([[old:is:01:04|Ис I:4]] и мн. др.), здесь особенно уместный: святость Иеговы есть именно то Его свойство, в силу которого величие Божие не может быть презираемо безнаказанно (ср. [[old:is:05:16|Ис V:16]]). В пояснение образной речи Сеннахирима, [[old:4ts:19:23|(ст. 23-24)]], можно заметить, что "в поэтической одушевленной речи евреев выражения Ливан, //кедр// и //восхождение// на //Ливан//, высочайшую гору этой местности, очень часто употребляются, как символ самой сильной гордости, которая считает все возможным для себя"; что "в жарких странах вода, колодезь составляют самую драгоценную собственность (ср. [[old:pr:05:15|Притч V:15]]; [[old:pr:09:17|IX:17]]; [[old:chis:20:17|Чис XX:17]] сл.); закопать колодезь на чужой земле или выпить чужую воду - значило совершенно овладеть чужой собственностью" [В книге епископа Платона (цит. соч. с. 236-237) допускается обратный порядок событий: посольство Меродах-Валадана ставится в непосредственную причинную и хронологическую связь с образовавшейся против Сеннахирима западно-азиатской коалицией. Но коалиции этого рода образовывались против Ассирии несколько раз. Порядок библейского повествования во всяком случае говорит за указанную нами последовательность] (//проф. Гуляев//, с. 361); если [[old:4ts:19:23|(ст. 23)]] относится к Палестинской территории, которой прежде всего коснулся поход Сеннахирима, то [[old:4ts:19:24|(ст. 24)]] - к Египту, также бывшему целью завоевательной его кампании. В [[old:4ts:19:25|(ст. 25-28)]] самонадеянности Сеннахирима противополагается всеобщность предвидения и промышления Божия, особенно о Израиле [[old:4ts:19:25|(ст. 25-26)]], и затем, после напоминания о том, что Богу ведомы все частности быта и жизни Сеннахирама ([[old:4ts:19:27|ст. 27]], ср. [[old:ps:120:08|Пс СXX:8]]; [[old:vtor:28:06|Втор XXVIII:6]]), возвещается ему полное устроение судьбы его по всемогущей воле Божией (в [[old:4ts:19:28|ст. 28]] образ укрощаемых животных, ср. [[old:ps:031:09|Пс XXXI:9]]; [[old:is:30:28|Ис XXX:28]]). В [[old:4ts:19:29|(ст. 29-31)]] Езекии дается уверительный знак (ср. [[old:ish:03:12|Исх III:12]]) того, что нашествие ассирийское окончится для Иудеи не только без вреда, но и послужит к некоторому возрождению иудейского народа - рода, ради спасенного остатка, лучшей части народа Божия; в [[old:4ts:19:29|(ст. 29)]], может быть, заключается указание, правда, очень неопределенное, на субботний и юбилейные годы ([[old:lev:25:start|Лев XXV]], ср. у //проф. Гуляева//, с. 162-363). В [[old:4ts:19:32|(ст. 32-34)]] возвещается полная безопасность Иерусалиму, охраняемому Богом, со стороны Сеннахирима, который - безрезультатно - возвратится прежней дорогой. На это время, надо думать, произошло сражение Сеннахирима с Тиргакою при Алтаку, о котором говорят клинообразные надписи; Алтаку, по Шрадеру (Keilnische и. д. A. Test., ss. 171, 289), тождественно с библейским Елтеке в уделе Дановом [[old:nav:19:44|(Нав XIX:44)]], тождественным, по предположению, с нынешним Бет-Лукья (Onomast. 416-217). В сражении Тиргака был разбит (ср. у епископа Платона, цит. соч., с. 242-343, 254). Эта победа, конечно, еще более надмила Сеннахирима, преисполнив его уверенностью в предстоящей гибели Иерусалима, но небесная кара была уже близко. [<10>]