[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 20:12 ====== ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 12-13 **В то время послал Беродах Баладан, сын Баладана, царь Вавилонский, письма и подарок Езекии, ибо он слышал, что Езекия был болен. Езекия, выслушав посланных, показал им кладовые свои, серебро и золото, ароматы, и масти дорогие, и весь оружейный дом свой и все, что находилось в сокровищницах его; не оставалось ни одной вещи, которой не показал бы им Езекия в доме своем и во всем владении своем** //Посольство вавилонского царя, тщеславие Езекии; грозное предсказание пророка Исаии о плене вавилонском и смирении Езекии// Рассказ о посольстве к Езекии вавилонского царя по всем трем параллельным повествованиям (4 Цар, Ис, 2 Пар) имеет непосредственную связь с болезнью Езекии, его чудесным выздоровлением и астрономическим чудом, имевшим место при этом. Конечно, эти цели - поздравление Езекии с выздоровлением [[old:is:39:01|(Ис XXXIX:1)]] и осведомление об астрономическом чуде [[old:2par:32:31|(2 Пар XXXII:31)]] служили лишь благовидным прикрытием истинной цели посольства - желания вавилонского царя вовлечь Иудею в коалицию с Вавилонией и другими государствами против Ассирии. Написание имени вавилонского царя в 4 Цар "Беродах" (евр. //Бродах//), вероятно, произошло вследствие смешения евр. букв //шеи// и бет; в [[old:is:39:start|Ис XXXIX]] это имя читается Меродах, так стоит в разночтениях к [[old:4ts:20:12|(4 Цар XX:12)]] (кодд. 93, 115, 145, 154, 172, 174, 240, 418, 476, 531 у Кенник., 701 у Росси). Имени Беродах нельзя объяснить ни этимологически, ни исторически. Между тем Меродах или Мардук был известным богом древних вавилонян [[old:ier:50:02|(Иер L:2)]], по LXX, [[old:ier:27:02|(XXVII:2)]], особенно почитавшийся Навуходоносором (О Меродахе см. у //М. Пальмова//, Идолопоклонство у древних евреев, с. 362-364), но, конечно, и другими царями. В Библии встречаются имена двух царей вавилонских с именем Меродаха в составе этих имен: 1) Меродах - Валодан [[old:is:39:01|(Ис XXXIX:1)]] - по надписям Mardukhabal-Iddina ("Меродах дал сына") и 2) Евильмеродах в надписях Avil Marduk ("человек Меродаха"). По объяснению ориенталистов, слово Меродах, по коренному своему значению, означало божество губительное, воинственное, соответствующее римскому Mars (//проф. Гуляев,// с. 366). По ассиро-вавилонским памятникам, Меродах Валадан, "сын Якина", халдейский полководец, овладел Вавилоном при Саргоне в 720 году и царствовал до 710 года, когда снова был изгнан Саргоном, и затем еще раз, уже при Сеннахириме в 702 году занял было Вавилон, но продержался здесь лишь 9 месяцев. "Сын Якина" - вероятно, название династии, к которой принадлежал Меродах Валадан. Посольство его к Езекии обычно относят к первому периоду его царствования в Вавилоне (720-710), что согласовалось бы и с Библией (713-712: за 15 лет до смерти Езекии), только по Библии, как мы знаем, в это время царем ассирийским был Сеннахирим, а по ассирийским памятникам Саргон. Затруднение это, по-видимому, устраняется при том предположении, что Meродах-Валадан отправил данное посольство к Езекии уже во второе, кратковременное царствование свое в Вавилоне, при Сеннахириме (ок. 703 года); но зато тогда событие это будет отодвинуто на лет 10 от времени болезни Езекии, что противоречит тем трем рецензиям библейского рассказа о Езекии (ср. //Schrader Riehm// op. cit. II, s. 995-996. См. еп. //Платона//, цит. соч. с. 236-237). Посольство вавилонского царя чрезвычайно обрадовало Езекию (вместо стоящего в принятом евр. т. 13-ст. [[old:4ts:20:01|4 Цар XX:1]] "выслушал", //шама//, [[old:is:39:02|Ис XXXIX:2]] имеет: "обрадовался", //самах//, последнее чтение встречается и в вариантах [[old:4ts:20:13|4 Цар XX:13]]; кодд. 195, 530, 541, 587, 201, 451 и др.), польстило его самолюбию; желая, вероятно, показать себя достойным союзником вавилонского царя, он поспешил с неразумной откровенностью и предупредительностью показать послам все сокровища личные свои и государственные ([[old:4ts:20:13|ст. 13]]; евр. нехот, ароматы, сн. [[old:3ts:10:10|3 Цар X:10]], LXX оставляют без перевода: νεχωθα; халдейский, сирским и арабск.: "дом сокровищ"), а также "оружейный дом свой", т. е., вероятно, известный "дом леса Ливанского" (ср. [[old:3ts:07:02|3 Цар VII:2]] и прим.). В этом случае //"не воздал Езекия// (Богу) //за оказанные ему благодеяния, ибо возгордилось сердце его. И был на него гнев// (Божий), //и на Иудею, и на Иерусалим"// [[old:2par:32:25|(2 Пар XXXII:25)]]. По блаж. Феодориту (вопр. 53), "Езекия должен был соделать ведомою для послов силу Божию и ту попечительность, какою сам пользовался, а он показал богатства, в которых нет ничего прочного". [<10>]