[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 21:10 ====== ===== Апостольские постановления ===== **И говорил Господь чрез рабов Своих пророков и сказал** См. Толкование на [[old:4ts:21:02#apostolskie_postanovlenija|4 Цар. 21:2]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И говорил Господь чрез рабов Своих пророков и сказал** См. Толкование на [[old:4ts:21:02#svt_ioann_zlatoust |4 Цар. 21:2]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 10-16 **И говорил Господь чрез рабов Своих пророков и сказал: за то, что сделал Манассия, царь Иудейский, такие мерзости, хуже всего того, что делали Аморреи, которые были прежде его, и ввел Иуду в грех идолами своими, за то, так говорит Господь, Бог Израилев, вот, Я наведу такое зло на Иерусалим и на Иуду, о котором кто услышит, зазвенит в обоих ушах у того; и протяну на Иерусалим мерную вервь Самарии и отвес дома Ахавова, и вытру Иерусалим так, как вытирают чашу, - вытрут и опрокинут ее; и отвергну остаток удела Моего, и отдам их в руку врагов их, и будут на расхищение и разграбление всем неприятелям своим, за то, что они делали неугодное в очах Моих и прогневляли Меня с того дня, как вышли отцы их из Египта, и до сего дня. Еще же пролил Манассия и весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края до края, сверх своего греха, что он завлек Иуду в грех - делать неугодное в очах Господних** Манассия заявил себя не только ревностным язычником, но и жестоким тираном, царствование которого впервые в библейско-еврейской истории ознаменовалось мученичеством за религию Иеговы. Стражи дома Израиля - пророки не молчали и в это мрачное время упадка религии просвещения, развития народа Божия: несмотря на противодействие ложных пророков [[old:is:30:10|(Ис XXX:10]]; [[old:is:56:10|LVI:10]]; [[old:is:57:01|LVII:1-4]]; [[old:mih:03:03|Мих III:3-4)]]: они возвещали грозные определения суда Божия на царство Иудейское, в которых судьба последнего совершенно приравнивалась (ср. блаж. Феодорит, вопр. 54) постигшей уже царство Израильское, [[old:4ts:21:12|(ст. 12-13)]], (ср. [[old:1ts:03:11|1 Цар III:11]]; [[old:ier:19:03|Иep XIX:3]]; [[old:am:07:07|Ам VII:7]], [[old:am:07:17|17]]): "веревка и отвес орудия, употребляемые для правильности размера. Угрожая измерять Иерусалим тою же веревкою и отвесом, каким измерен Шомерон, Иегова открывает, что Иерусалим подвергнется таким же бедствиям, как и Шомерон" (//проф. Гуляев//, с. 369) "Остаток удела Иеговы" [[old:4ts:21:14|(ст. 14)]], т. е. Иудейское царство, состоящее только из двух колен, будет оставлен Иеговой, и, как такой, подвергнется расхищению и разграблению со стороны других народов (сн. [[old:is:42:22|Иc XLII:22]]). Ответом на пророческие обличения со стороны Манассии явился кровавый террор: Иерусалим от края до края залит был потоками невинной, мученической крови ([[old:4ts:21:16|ст. 16]], сн. И. Флав. Древн. X, 3, 1). По иудейской традиции (Gemara, Jebamoth 4, 13; Sanhedr. f. 103), усвоенной некоторыми церковными учителями (//Tertullian//. de patiente 14. Augustin. de civitate Dei 18, 24), при Манассии, умер мученической смертью и великий пророк Исаия, будучи перепилен деревянной пилой (ср. [[new:evr:11:37|Евр XI:37]]; блаж. Феодорит, вопр. 54), из Библии, правда, неизвестно, проходил ли Исаия пророческое служение и при Манассии (ср. [[old:is:01:01|Ис I:1]], где последним царем иудейским назван Езекия, а Манассия не упомянут); но древность традиции несомненна, ей принадлежит и внутренняя идеальная достоверность. [<10>]