[<10>] ====== Толкования на 4 Цар. 25:8 ====== ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **В пятый месяц, в седьмой день месяца, то есть в девятнадцатый год Навуходоносора, царя Вавилонского, пришел Навузардан, начальник телохранителей, слуга царя Вавилонского, в Иерусалим** См. Толкование на [[old:4ts:25:01#svt_kirill_ierusalimskij|4 Цар. 25:1]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-12 **В пятый месяц, в седьмой день месяца, то есть в девятнадцатый год Навуходоносора, царя Вавилонского, пришел Навузардан, начальник телохранителей, слуга царя Вавилонского, в Иерусалим и сжег дом Господень и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожег огнем; и стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское, бывшее у начальника телохранителей. И прочий народ, остававшийся в городе, и переметчиков, которые передались царю Вавилонскому, и прочий простой народ выселил Навузардан, начальник телохранителей. Только несколько из бедного народа земли оставил начальник телохранителей работниками в виноградниках и землепашцами** //Нашествие Навузардана, сожжение Иерусалима, ограбление храма и пленение народной массы в Вавилон// В [[old:ier:52:12|(Иер LII:12)]] день прибытия Навузардана (по должности назван //рабтаббахим//, глава палачей, ср. [[old:gen:37:36|Быт XXXVII:36]], т. е. телохранителей: "исполнители казни всегда составляли ближайшею стражу" //проф. Гуляев//, с. 384) назван не седьмым, как здесь, а 10-м; последний указан и у //Иосифа Флавия//, Иуд. война VI, 4, 8 (в Древн. X, 8, 5 он, впрочем, днем сожжения храма считает 1-е число 5-го месяца). Пятый месяц - Аб - соответствует большей части нашего августа. По Иосифу Флавию, Иуд. война, цит. м., храм Соломонов был сожжен вавилонянами в тот самый день пятого месяца (Аба, у И. Флав. Лооса [По И. Флав. Древн. X, 8, 5, храм Соломонов сожжен был спустя 470 лет 6 месяцев 10 дней после его сооружения. По принятой хронологами, цифра эта должна быть уменьшена: построение храма полагается в 1012 г., а разрушение в 586 г., следовательно храм существовал 426-425 лет (ср. //И. Спасский// Исследование библейской хронологии, с. 131)]), в какой впоследствии (70 г. по Р. X.) сожжен был римлянами храм иродов. Талмудическое предание относит разрушение обоих храмов к девятому Аба (//таанит//, 29а), и в этот день был установлен пост. Кроме храма и дворца царского Навузардан сжег также все сколько-нибудь значительные дворцы города, разрушены были и стены города, составлявшие его твердыню (см. [[old:2par:32:05|2 Пар XXXII:5]]; [[old:2par:33:14|XXXIII:14]]). Навузардан, выселив из Иудеи последние остатки сколько-нибудь зажиточного люда, в Иудее он оставил лишь совершенно бедных жителей - земледельцев и садоводов. [<10>]