[<10>] ====== Толкования на Аг. 2:3 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **кто от вас, иже виде храм сей в славе его прежней? и како вы видите его ныне якоже не суща пред вами** См. Толкование на [[old:ag:02:01#svt_kirill_aleksandrijskij|Аг. 2:1]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **кто от вас, иже виде храм сей в славе его прежней? и како вы видите его ныне якоже не суща пред вами** См. Толкование на [[old:ag:02:01#blzh_ieronim_stridonskij|Аг. 2:1]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Кто отъ васъ, иже видѣ храмъ сей въ славѣ его прежнѣй; и како вы видите его нынѣ якоже не суща предъ вами?** Помня прежнюю славу храма и прежнее его великолѣпіе, какъ можете равнодушно видѣть его въ такомъ запустѣніи, если только найдутся между вами прожившіе отъ того времени до нынѣ? ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-4 **кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто? Но ободрись ныне, Зоровавель, говорит Господь, ободрись, Иисус, сын Иоседеков, великий иерей! ободрись, весь народ земли, говорит Господь, и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф** Далее указывается и то главное обстоятельство, которое особенно могло охлаждать и действительно охлаждало ревность строителей второго Иерусалимского храма: это - сравнительная простота и даже бедность его в сравнении с великолепием храма Соломонова. А такое сравнение для лиц, видевших последний, было естественно и необходимо. Что такие старожилы могли быть при воссоздании Иерусалимского храма и слушать речи пророка Аггея, это не может подлежать сомнению: 70-летний срок вавилонского плена легко могли пережить дети и даже юноши предпленной эпохи. Первая книга Ездры гл. III, [[old:ezd:03:12|ст. 12]], прямо подтверждает присутствие при закладке второго храма лиц, видевших и прежний храм. Но что и сам пророк Аггей был из числа этих старожилов, как предполагают некоторые исследователи, этого отнюдь нельзя выводить из данного места. Пророк лишь отмечает факт малодушия своих современников в начатой постройке храма и сам безбоязненно констатирует действительность разницы между вторым храмом и первым, чтобы затем (ст. 7b, 9) в особенном блеске выступила слава второго храма, имеющего далеко превзойти первый. Теперь же - ст. 4 - он предварительно ободряет весь народ и его двух представителей и вождей на безостановочное продолжение начатого дела. Ободрение и на этот раз, как и прежде (I:5, 7), высказывается от лица Господа Саваофа. Содержание этого ободрения излагается в ст. 5-9. [<10>]