[<10>] ====== Толкования на Аг. 2:23 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **В той день, глаголет Господь Вседержитель, прииму тя, Зоровавелю, Салафиилев, рабе мой, глаголет Господь, и положу тя яко печать, понеже тя избрах, глаголет Господь Вседержитель** Не к Зоровавелю во всей своей истинности относилось это слово, но, вернее, оно было к Господу нашему Иисусу Христу, как прекрасно предызображенному в лице Зоровавеля; потому что он был и из колена Иудина, и царь, и вождь освобожденных из плена, и как бы начальник над зиждущими дом Господень. Итак, взяв Тебя, говорит, раба Моего, – то есть явившегося в зраке раба [[new:fil:02:07|(Фил. 2:7)]], однако свободного по природе, – в то время, когда Я решу низложить властелинов с престолов и изгнать начальство – «**яко печать положу**». Печать же Бога и Отца есть Сын, как имеющий всецелое и совершенное подобие с Ним и отражающий в собственной красоте природу Родившего. А в Нем и нас отпечатлевает Бог в подобие Свое: если во Христа преобразуемся, то приобретаем как бы и образ Бога. И так, Сын есть точное отображение Бога и Отца, и Его «**избрал**», то есть соделал возлюбленным и избранным. Таковым Он исповедал Его при струях Иорданских, говоря: «//Сей есть Сын Мой возлюбленный, о немже благоволих//» [[new:mf:03:17|(Мф.3:17)]]; ибо благоволил Бог и Отец восстановить все (в первоначальном порядке) и возвести к первоначальному состоянию, как и божественный Павел пишет: «//возглавити//» «//яже на небесех и яже на земли//» во Христе [[new:ef:01:10|(Еф. 1:10)]]. //**Толкование на пророка Аггея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **В той день, глаголет Господь Вседержитель, прииму тя, Зоровавелю, Салафиилев, рабе мой, глаголет Господь, и положу тя яко печать, понеже тя избрах, глаголет Господь Вседержитель** См. Толкование на [[old:ag:02:20#blzh_ieronim_stridonskij|Аг. 2:20]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Въ той день, глаголетъ Господь Вседержитель: пріиму тя Зоровавелю Салаѳіилевъ рабе Мой, глаголетъ Господь, и положу тя яко печать, понеже тя избрахъ, глаголетъ Господь Вседержитель.** Не упоминая здѣсь объ Іисусѣ, упоминаетъ объ одномъ только Зоровавелѣ; потому что рѣчь идетъ о войнахъ и военачальствѣ, о дѣлахъ же военныхъ заботился онъ одинъ. Посему сказуетъ Богъ: въ тотъ день, по истребленіи оныхъ народовъ, тебя, Зоровавель, избраннаго Мною въ раба и служителя, содѣлаю славнымъ и знаменитымъ, и употребивъ тебя какъ нѣкую печать, и народу доставлю чрезъ тебя всякую безопасность; потому что печать, приложенная къ дверямъ и сундукамъ, приводитъ въ безопасность влагаемое. Такъ истолкованіе пророчества приведено нами къ концу. Но я дивлюсь безумію Аполлинарія, который предпріялъ столь ясно предсказанному придавать противный сему смыслъ, и говорить, что ополченія Гога и Магога еще не было, но будетъ при кончинѣ вѣка сего. Премудрый этотъ мужъ не обратилъ вниманія на непрерывную связь пророчества, а именно, что непосредственно за предсказаніемъ о пораженіи Гога и Магога присовокуплено у Пророка: въ той день, глаголетъ Господь Вседержитель, пріиму тя Зоровавелю рабе Мой, глаголетъ Господь, и такъ далѣе. Посему если Аполлинарій въ сложенныхъ имъ басняхъ вымышляетъ другаго какого Зоровавеля, который будетъ въ тѣ времена; то пусть толкованіе его и остается для насъ совершенною баснею. Если же разумѣется тотъ одинъ Зоровавель, который правилъ народомъ по возвращеніи изъ плѣна, то при немъ истреблено воинство оныхъ языческихъ народовъ, и послѣ сего истребленія Зоровавель сдѣлался славнымъ и знаменитымъ. Аполлинарію же должно было принять во вниманіе и то, что замедленіе въ созиданіи храма прикрывавшимъ бѣдностію Господь всяческихъ обѣщалъ собрать народы сіи и ихъ богатства отдать на расходы при храмозданіи, почему и присовокупилъ: Мое сребро и Мое злато, и велія будетъ слава храма сего послѣдняя паче первыя. Но оставивъ Аполлинарія съ его суесловіемъ, будемъ держаться истины и умолять человѣколюбиваго нашего Владыку, чтобы и намъ даровалъ миръ, и миръ душевный, да во всемъ Ему угождая и Его пользуясь помощію, избѣгнемъ навѣтовъ невидимыхъ враговъ, и поживъ по Его божественнымъ законамъ, сподобимся обѣтованныхъ благъ, по благодати и человѣколюбію Господа нашего Іисуса Христа. Съ Нимъ слава Отцу и со Святымъ Духомъ нынѣ и всегда и во вѣки вѣковъ! Аминь. ===== Лопухин А.П. ===== **В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф** См. Толкование на [[old:ag:02:20#lopuxin_ap|Аг. 2:20]] [<10>]