[<10>] ====== Толкования на Ам. 3:3 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Еда пойдут два вкупе всяко, аще не познают себе** Здесь глубокая загадка и неясная речь. Впрочем скажем сколько можем. Он обвинял Израильтян в том, что они приказывали Пророкам, говоря: не пророчествуйте. Необходимо сказать о том, по какой причине они неосмотрительно запрещали святым пророчествовать. Поелику они возвещали, что их постигнут следствия гнева (божественного) и указывали на то, что необходимо было согрешившим для своего исправления: то, опасаясь может быть исполнения предсказаний, они восставали против них и противодействовали им, привыкши склонять ум толпы к тому, что незаконно, и вовлекая подчиненных в заблуждение. Пророков они порицали, а заблуждающихся одобряли как идущих прямою стезею. Посему Бог устами Исаии говорит: //«людие Мои, блажащии вас льстят вы, и стези ног ваших возмущают»// [[old:is:03:12|(Ис.3:12)]]. И Амасия, жрец Вефильский, запрещал пророку Амосу, говоря: //«видяй гряди, и отъиди ты на землю Иудину, и тамо живи, и тамо да прорицаеши. А в Вефили посем не приложи прорицати»// [[old:am:07:12|(Амос.7:12–13)]]. Восстававшие против пророков вследствие великой своей грубости и ужасного нравственного развращения оказывали им сильное сопротивление, говоря: //«не посла тя Господь»// [[old:ier:43:02|(Иер.43:2)]]. Посему и обвиняет их за то, что они о посланных Богом пророках говорили, что они возвещают не свыше и не от Бога внушенные им слова: напротив они думали, что говорят от собственного своего измышления и возвещают противное воле Владыки всяческих. Посему говорит: о несмысленные и неразумные! Кто из вас соделается друзьями и пойдет одною и тою же стезею жизни, не познав взаимно друг друга, то есть если не усмотрели друг в друге одинаковых нравов и единомыслия? Ведь и всякое животное любит подобное себе и человек может привязаться только к подобному себе. И если это справедливо: то как Я, будучи Сам свят, мог бы принять пророков как бы в дружбу к Себе и удостоить их любви Своей, если бы и они не были святы? Как же вы преследуете святых, которым Я вверил слова Мои, которых Я приблизил к Себе, как добрых и как бы ходящих одною со Мною стезею желаний? Ведь то, чего хочу Я, составит предмет и их желания. Посему порицать пророков в конце концов есть не иное что, как делать упреки против Меня Самого. Тоже самое говорит и Спаситель святым ученикам: //«иже вас приемлет, Мене приемлет»//, а иже не приемлет, не приемлет пославшего Мя [[new:mf:10:40|(Мф.10:40)]]: а в случае изгнания повелел им отрясти и самый прах от своих ног, говоря: //«отраднее будет земли Содомстей, неже граду тому»// [[new:mf:10:15|(Мф.10:15)]]. Итак необходимо принимать посланников Божиих и возвещающих нам волю Его. Таков был Павел говорящий: //«по Христе убо посолствуем, яко Богу молящу нами, молим по Христе: примиритеся с Богом»// [[new:2kor:05:20|(2Кор.5:20)]]. **//Толкование на пророка Амоса.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== //Там ешь хлеб, и тамо да прорицаеши.// Так говорил Пророку Амасия ([[old:am:07:12|Ам. 7:12]]), понуждая его удалиться к Иудеям и у них пророчествовать, и за пророческое служение получать от них пропитание, как будто Амос пророчествовал для насыщения чрева. В обличение Амасии Пророк говорит: **еда пойдут два вкупе всяко, аще не познают себе?** Если не бывает, чтобы двое постоянно шли вместе без какой либо причины, побудившей их к соединению: то почему я, Осия, Исаия и другие стали бы пророчествовать, если бы всех нас не побуждало к тому слово Божие? Тем паче явствует сие из того, что, хотя и не в одном находимся месте, однако же делаем одно дело. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 3-8 **Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою? Ревет ли лев в лесу, когда нет перед ним добычи? подает ли свой голос львенок из логовища своего, когда он ничего не поймал? Попадет ли птица в петлю на земле, когда силка нет для нее? Поднимется ли с земли петля, когда ничего не попало в нее? Трубит ли в городе труба,- и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы? Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам. Лев начал рыкать,- кто не содрогнется? Господь Бог сказал,- кто не будет пророчествовать** Читал я толкования одного [автора], который старается убедить в том, что трудно допустить, [а именно]: что восьми преступлениям или беззакониям и грехам, первому – Дамаска, второму – Газы и прочих городов Палестины, третьему – Тира, четвертому – Идумеи, то есть Едома, пятому – сынов Аммоновых, шестому – Моава, седьмому – Иуды, то есть двух колен, восьмому и последнему – Израиля, то есть десяти колен, теперь противупоставляется столько же угроз, и первая соответствует первому [виновнику], то есть Дамаску, вторая – второму, то есть Газе, и прочие – остальным. Правильно ли такое толкование, это пусть знает сам автор. Другой полагает, что здесь представлено шесть примеров: двух [человек], идущих вместе по пути, и льва, рыкающего в лесу, и львенка, – подающего свой голос, когда он что-либо поймал, и птицы, пойманной птицеловом, и петли, укрепляемой на земле для ловли добычи, и трубы, трубящей в городе, и что сравнение, выражаемое этими примерами, служит к тому, чтобы показать, что как вышесказанное имеет причину и не происходит, если она не предшествует, так и никакое зло в городе не происходит без попущения Господня. Есть и такие, которые полагают, что первый пример учит нас тому, что не могут двое вместе идти, если прежде не будут иметь согласия между собою относительно того, Кто из обоих соделал одно и разрушил стоявшую посреди преграду и из двух создал одного нового человека [[new:ef:02:start|(Еф. гл. 2)]], и примирил их и соединил узами любви, так что когда двое будут вместе, то будут просить у Отца и получат все просимое. Это две ветви, соединившиеся одна с другою, по Иезекиилю [[old:iez:19:start|(гл. 19)]], и два народа, из обрезанных и язычников, о которых Бог говорит Илии: //оставих Себе седмь тысящ мужей, иже не преклониша колена пред Ваалом// [[new:rim:11:04|(Рим. 11:4;]][[old:3ts:19:18| 3 Цар. 19:18)]]. И в другом месте Бог говорит: //явлен бых не ищущим Мене, обретохся не вопрошающим о Мне// [[old:is:65:01|(Ис. 65:1)]]. Когда же двое соделаются одним, то соединятся с Господом и будет один дух. Ибо //прилепляяйся Господеви един дух есть// [[new:1kor:06:17|(1 Кор. 6:17)]]. Поэтому, если двое имеют согласие между собою и идут вместе по пути Христову, то не могут страшиться нападения никого из противников. Но если они, вследствие несогласий, разделяются, то тотчас нападает на них лев рыкающий, о котором и апостол Петр говорит: //супостат ваш диавол, аки лев рыкая ходит, иский кого поглотити// [[new:1pet:05:08|(1 Пет. 5:8)]]. Этот рыкающий лев обитает не на засеянных полях, не в виноградниках, не в масличных садах, не среди плодоносных дерев, восхваляющих Бога, но там, где леса и не возделанная земля и где живут звери. И не только они будут подвергаться укушению льва, но их будет ловить также львенок и уводить в логовище свое, избегая света и стремясь к тьме. Ибо всякий грешник ненавидит свет и любит тьму [[new:in:03:start|(Ин. гл. 3)]], о которой в псалме мы читаем: //положил еси тму, и бысть нощь, в ней же пройдут вси зверие дубравнии, скимни рыкающие восхитити и взыскати от Бога пищу себе// [[old:ps:103:20|(Пс. 103:20]][[old:ps:103:21|–21)]]. Ибо львенок ищет не той добычи, которую он имеет и которая находится в его власти, а той, которую он мог бы похитить из Церкви Христовой, о чем у Аввакума написано: //пищи// его //избранные// [[old:av:01:16|(Авв. 1:16)]]. Третье наказание относится к тем, которые разделились вследствие несогласия, так что они теряют крылья, при помощи которых прежде высоко поднимались, и с неба падают на землю, и попадают в руки птицелова, который лучше называется ἰξευτἠς, потому что они прилипают к клею, и он ловит свободных птиц, по своей воле опускающихся на землю. О них в Притчах написано: //не без правды простираются мрежи пернатым// [[old:pr:01:17|(Притч. 1:17)]]. Ибо справедливо падение грешников, которые, имея крылья голубиные, чтобы летать по воздуху, тяжестию грехов влекутся к земле, и по своей вине прилипают к клею. Об этом мы читаем у апостола: //прилепляяйся сквернодейце едино тело есть// с нею [[new:1kor:06:16|(1 Кор. 6:16)]]. Четвертое наказание относится к людям, живущим в несогласии, так что их ловят петлею, которая поставлена не на небе, а на земле, и из которой кто спасается, тот прославляется как святой и говорит: //душа наша, яко птица, избавися от сети ловящих: сеть сокрушися, и мы избавлени быхом// [[old:ps:123:07|(Пс. 123:7)]]. Это та сокрушенная сеть, о которой апостол говорит верующим: //Бог да сокрушит сатану под ноги ваша вскоре// [[new:rim:16:20|(Рим. 16:20)]]. Также у Давида мы читаем: //при стези соблазны положиша ми// [[old:ps:139:06|(139:6)]]. Ибо они не иначе могут соблазнять всех простодушных из среды верующих, как выставляя на вид имя Христово, чтобы мы, считая себя обретшими Христа, шли к антихристу. Пятое наказание относится к тем, кои оставили мир, который превыше всякого ума [[new:fil:04:start|(Флп. гл. 4)]] и который Господь, уходя к Отцу, оставил апостолам, говоря: //мир Мои даю вам, мир Мой оставляю вам// [[new:in:14:27|(Ин. 14:27)]], чтобы пребывающие во граде Господнем боялись звука трубы. Ибо все то, что говорится в Священных Писаниях, называется угрожающею трубою, и громкие звуки ее проникают в уши верующих. Если мы праведны, то трубою Христовою призываемся к блаженству, а если грешим, то она возвещает нам о мучениях, которым мы подвергнемся. Зло же, которое Господь попускает в городе, не противоположно добру (virtuti), но означает огорчения и страдания, и о нем мы читаем: //довлеет дневи злоба его// [[new:mf:06:34|(Мф. 6:34)]], то есть скорбь и беда. И у пророка мы читаем: //Аз Бог, устроивый свет и тму, творяй мир и зиждяй злая// [[old:is:45:06|(Ис. 45:6,]][[old:is:45:07| 7)]]. Ибо как тьма противоположна свету и дню, так и миру противоположна война, которая не служит злом сама по себе, но представляется злом для тех, которые подвергаются ей. Чтобы убедиться, что в Священных Писаниях зло не всегда понимается в смысле, противоположном добру, но означает также скорбь, наказания и бедствия, мы приведем еще один пример из книги Ионы: //и виде Бог дела их, яко обратишася от путей своих лукавых, и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им// [[old:ion:03:10|(Ион. 3:10)]]. Здесь злом служит разрушение Ниневии, которым Бог угрожал чрез пророка, но оно не противоположно добру, – оно относится ко греху, за который [Бог] угрожал грешникам наказанием. Далее следует: **Господь Бог не соделает ничего, не открыв Своей тайны** или **Своего наказания рабам Своим, пророкам**. Это значит, что Бог откроет пророкам не все то, что Он делает на небе или что уже прежде соделал, а то, что Он соделает на земле. Он открыл рабу Своему Ною, что наведет потоп [[old:gen:06:start|(Быт. гл. 6)]]. Открыл Он рабам Своим Аврааму и Лоту, что сожжет Содом, Гоморру, Адаму и Севоим [[old:gen:18:start|(Быт. гл. 18)]]. Открыл Иосифу значение сна о семилетнем голоде в Египте [[old:gen:41:start|(Быт. гл. 41)]] и пророку Ионе разрушение Ниневии [[old:ion:03:start|(Ион. гл. 3)]], чтобы те, которые услышат о предстоящих наказаниях, могли принести покаяние и избежать наказаний или быть более справедливо наказанными по причине своего пренебрежения. Так и теперь Господь открывает чрез Своего раба и пророка Амоса то, что Он соделает с десятью коленами, чтобы они, исправившись и оставив идолов, могли избавиться от угрожающей опасности. И заметь, что благой и милосердный Бог всегда предвозвещает будущее, чтобы не быть вынужденным наказывать. Между тем как еретики возводят клеветы на Творца, как на сурового, неумолимого, жестокого и такого судию, что никакого зла в городе не бывает, которое бы Он не сделал, мы, наоборот, относим к великому милосердию то, что Он не определяет никакого наказания, не возвестив об этом заранее. А кто заранее возвещает, тот не желает наказывать грешащих. **Лев**, говорит, **начнет рыкать, и кто не устрашится? Господь Бог сказал: кто не будет пророчествовать?** В этом месте слово **кто** принимается в смысле не невозможного, но редкого. Ибо тот не устрашится и тот не будет пророчествовать, кто вследствие огрубелости своей не захочет слушать Господа. Исторический смысл этого следующий: если при голосе льва все содрогается и все живые существа охватываются страхом; то неужели мы не будем пророчествовать и говорить, когда Бог повелевает нам говорить и возвестить народу о предстоящих наказаниях? Один толкователь, как мне известно, написал, что под рыкающим львом должно разуметь диавола и что он рыкает на тех, которые должны погибнуть, а под Богом, говорящим чрез пророков, должно разуметь Господа Спасителя, так что как те, с худой стороны, слушают рыкание льва и уловляются, чтобы быть преданными смерти, так святые, с хорошей стороны, слушают повеления Господни и спасаются. **//Три книги толкований на пророка Амоса. Книга первая.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-8 **Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою? Ревет ли лев в лесу, когда нет перед ним добычи? подает ли свой голос львенок из логовища своего, когда он ничего не поймал? Попадет ли птица в петлю на земле, когда силка нет для нее? Поднимется ли с земли петля, когда ничего не попало в нее? Трубит ли в городе труба, - и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы? Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам. Лев начал рыкать, - кто не содрогнется? Господь Бог сказал, - кто не будет пророчествовать** В ряде образов пророк объясняет свое выступление с проповедью. - //Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?// - пророк хочет сказать, что не выступил бы с речью от Лица Божия, если бы не имел на это повеления Божия (св. Ефрем Сир.). [<10>]