[<10>] ====== Толкования на Ам. 3:14 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **понеже в день, егда отмщу нечестия Израилева на нем, и отмщу на требищих Вефилих, и раскопаю роги требища, и падутся на землю** См. Толкование на [[old:am:03:13#svt_kirill_aleksandrijskij|Ам. 3:13]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **И посещу роги требища**, требища вефильского, которое напоевали вы кровью жертв ваших, думая, что ими спасетесь. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Ибо в тот день, когда Я взыщу с Израиля за преступления его, взыщу и за жертвенники в Вефиле, и отсечены будут роги алтаря, и падут на землю** См. Толкование на [[old:am:03:13#blzh_ieronim_stridonskij|Ам. 3:13]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 14-15 **Ибо в тот день, когда Я взыщу с Израиля за преступления его, взыщу и за жертвенники в Вефиле, и отсечены будут роги алтаря, и падут на землю. И поражу дом зимний вместе с домом летним, и исчезнут домы с украшениями из слоновой кости, и не станет многих домов, говорит Господь** //Возвещение наказания Израилю// В [[old:am:03:14|ст. 14-15]] излагается то, к слушанию чего приглашает пророк в [[old:am:03:13|ст. 13-м]]. Пророк возвещает разрушение жертвенников Израиля и жилищ. Некоторые авторы (Велльг., Новак, Гоонакер), ввиду того, что упоминание о жертвеннике Вефильском наряду с домами кажется неожиданным в речи, где пророк обличает вельмож самарийских за их роскошь, высказывают предположение, что вторая половина [[old:am:03:14|ст. 14]] представляет позднейшее добавление или же перенесена из следующей главы (cp. [[old:am:04:09|IV:9]] и д. ). Но твердых оснований для такого предположения нет. - И отсечены будут роги алтаря. О четырех рогах жертвенника всесожжений говорится в [[old:ish:27:02|Исх XXVII:2]]; о рогах жертвенника курений в [[old:ish:30:02|Исх XXX:2]]. Рога составляли существенную часть жертвенника (ср. впрочем [[old:ish:20:24|Исх XX:24]]; [[old:nav:08:30|Нав VIII:30]]; 1 Сам XIV:33 (???)). При некоторых жертвоприношениях они помазывались кровью жертвенного животного ([[old:ish:29:12|Исх XXIX:12]]; [[old:lev:04:07|Лев IV:7]], [[old:lev:04:18|18]], [[old:lev:04:25|25]]). Очистительное значение рогов выражалось в том, что они служили местом убежища: Адония и Иоав искали спасения у жертвенника, ухватившись за рога его ([[old:3ts:01:50|3 Цар I:50]]; [[old:3ts:02:28|II:28]]). Вследствие указанного важного значения рогов, пророк упоминает нарочито о разрушении рогов жертвенника. - Дом зимний и дом летний: по объяснению блаж. Иеронима богатые жители Самарии могли иметь особые дома для зимы - и для лета; первые обращены были на север, а вторые на юг. Другие комментаторы полагают, что зимними и летними домами назывались только разные этажи одних и тех же домов: нижние - для прохлады от летнего зноя ([[old:sud:03:20|Суд III:20]]), верхние, окруженные галереями и снабженные жаровнями ([[old:ier:36:22|Иер XXXVI:22]]), - для зимы (Харпер, Юнгеров). В слав. т. зимний дом называется "дом с преклеты", т. е. дом обнесенный для защиты от ветра стеною, забором или галереей. - И исчезнут домы с украшениями из слоновой кости - евр. beththej haschschen (ср. [[old:3ts:10:18|3 Цар X:18]]; II п. V:14; [[old:ps:045:09|Пс XLV:9]]) означает или дома, украшенные слоновой костью, или, как объясняет св. Ефрем Сирин, дома, наполненные утварью из слоновой кости. Пророк говорит о домах самарийской знати и предвозвещает разрушение их или от неприятеля, под которым он разумеет ассириян, или от землетрясения. [<10>]