[<10>] ====== Толкования на Ам. 4:7 ====== ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **И удерживал от вас дождь за три месяца до жатвы; проливал дождь на один город, а на другой город не проливал дождя; один участок напояем был дождем, а другой, не окропленный дождем, засыхал** См. Толкование на [[old:am:04:06#svt_Kesarij_Arelatskij|Ам. 4.6]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И Аз удержах дождь от вас прежде триех месяцев жатвы, и надождю на един град, а на другий (един) не надождю: часть едина надождится, и часть, на нюже не надождю, изсохнет** См. Толкование на [[old:am:04:06#svt_kirill_aleksandrijskij|Ам. 4:6]] ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Аз удержах дождь от вас прежде трех месяцев жатвы**, чтобы трехмесячною засухою наказать за трехдневное приношение десятин. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 7-8 **И удерживал от вас дождь за три месяца до жатвы; проливал дождь на один город, а на другой город не проливал дождя; один участок напояем был дождем, а другой, не окропленный дождем, засыхал. И сходились два-три города в один город, чтобы напиться воды, и не могли досыта напиться; но и тогда вы не обратились ко Мне, говорит Господь** Не только Я дал оскомину зубов во всех городах ваших и недостаток хлеба во всех местах ваших, но, когда еще оставалось три месяца до жатвы, Я удержал от вас дождь, который называется дождем поздним и который бывает крайне необходимым в Палестине для жаждущих полей и нив, так что, когда пшеничный стебель начинает колоситься и когда образуется зерно, чрезмерная сухость иссушает его. Это указывает на весеннее время в конце апреля, от которого до самой жатвы хлеба остается три месяца: май, июнь, июль. Вместо **жатвы** LХХ по своему обычаю перевели **сбор винограда**; но мы не можем принять этого, потому что это вообще было бы необычайным и невозможным относительно всех восточных стран. Ибо никогда в конце месяца июня или июля мы не видели дождей в этих странах, и в особенности в Иудее. Поэтому в книгах Царей [[old:1ts:12:start|(1 Цар. гл. 12)]] говорится о дождях, пролившихся, по молитве Самуила, во дни лета и жатвы, как о великом знамении и чуде. Таким образом излишне было бы угрожать засухою в июле месяце, в течение которого Он никогда не посылал дождей. Удержал же Он дождь для того, чтобы они испытывали не только недостаток хлеба, но также сильную жажду и недостаток питья. И действительно, в тех местностях, в которых мы теперь живем, вся вода, за исключением небольших источников, заключается в цистернах, и если божественный гнев удерживает дожди, то более опасности представляет жажда, нежели голод. Так было, как говорит Писание [[old:3ts:17:start|(3 Цар. гл. 17)]], и во дни пророка Илии в продолжение трех лет и шести месяцев. А чтобы не могли подумать, что это произошло с городами и народами по законам природы, вследствие движения светил небесных и перемены времен [года], Он говорит, что на один город и на поля его Он прольет дождь, а от другого удержит дождь, так что два или три города отправятся в другой город, но не напьются воды досыта. Соделав это не для наказания, а для исправления, Он обличает их за упорство в преступлении: **но и тогда вы не обратились ко Мне, говорит Господь**. Господь удерживает или удаляет также от еретиков дожди духовные и всю росу божественной мудрости, и повелевает Своим облакам не проливать на них дождя за три месяца до жатвы или сбора винограда, чтобы они не могли достигать плодов таинства Троицы. Подобно тому, как видимое нами солнце совершает годичный путь, пока не возвратится к прежнему поворотному пункту, в двенадцать месяцев, из которых каждый состоит из тридцати дней, и как луна, называющаяся по-еврейски "jare", по-гречески дала от своего имени, в каждом из этих языков, название месяцам и освещается лучами солнца с ближайшей к нему стороны, получая то более, то менее света, смотря по различию времен [года]; так и церковь, украшенная сиянием истинного солнца, заключает в себе полное число двенадцати апостолов. Отсюда происходит и название двенадцати колен у Израиля, и то, что с ложа Иордана были взяты в знак вечной памяти двенадцать камней и положены на месте второго обрезания [[old:nav:04:start|(Нав. гл. 4)]]. Господь проливает дождь на один город, [город] истинного исповедания, церковь, и не проливает на другой, состоящий из еретических сборищ. Между тем как первый постоянно получает дождь, второй гибнет от постоянной засухи, так что жаждущие, вынуждаемые недостатком [воды], пойдут в город Господень, из которого выходит обильный источник, напояющий поток терний [[old:iol:03:18|(Иоил. 3:18)]]. Это тот источник, который говорит чрез Иеремию: //Мене оставиша, источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушенные, иже не возмогут воды содержати// [[old:ier:02:13|(Иер. 2:13)]]. Этот источник, выходящий из единого источника, течет в тройственном единении, и об этих источниках Отца, Сына и Святого Духа воздыхает, подобно жаждущему оленю, псалмопевец, говоря: //имже образом желает елень на источники водные, сице желает душа моя к Тебе, Боже// [[old:ps:041:02|(Пс. 41:2)]]. Но когда два или три города придут в один город, изобилующий водою надежды, веры и любви, то они не утолят жажды, как пришедшие искать божественной благодати не по доброй воле, а по необходимости. //**Три книги толкований на пророка Амоса. Книга вторая.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **И Аз удержах дождь от вас прежде триех месяцев жатвы, и надождю на един град, а на другий (един) не надождю: часть едина надождится, и часть, на нюже не надождю, изсохнет** Знайте же, братия, Кто дождит. Не природа же неразумная случайно на одно место дождит, а на другое нет; не от природы же неразумной зависит то, что долгое время не бывает дождей или долгое время идут дожди, – нет, а от Господа природы. Слепые естествоиспытатели все приписывают природе. Верховный Разум правит всеми силами и явлениями природы. **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 7-8 **И удерживал от вас дождь за три месяца до жатвы; проливал дождь на один город, а на другой город не проливал дождя; один участок напояем был дождем, а другой, не окропленный дождем, засыхал. И сходились два-три города в один город, чтобы напиться воды, и не могли досыта напиться; но и тогда вы не обратились ко Мне, говорит Господь** Голод, о котором говорит пророк, вызывался отсутствием позднего дождя, бывающего за три месяца до жатвы. Это отсутствие дождя создавало и второе бедствие - недостаток воды для питья. Так как это отсутствие дождя не было повсеместным, то в нем, по мысли пророка, израильтяне должны были узнать карающую десницу Божью. Но они не вразумлялись. [<10>]