[<10>] ====== Толкования на Ам. 5:12 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 12-13 **Яко уведех многа нечестия ваша, и крепцы греси ваши, попирающе праведнаго, приемлюще премены, и убогия от врат отреяюще. Сего ради смысляй в то время премолчит, яко время лукаво есть** Старается разъяснить, что Бог воздает согрешившим не за малые и не за заурядные погрешности, а напротив, будучи непамятозлобен к легким проступкам, насылает кару за необузданную склонность к пороку. Так, отойдут, говорит, от жителей Самарии дома и виноградники и, как думаю, все услаждающее и ведущее к счастию, – за то, что они совершали грехи ужасные, великие и уже нетерпимые: они попирали праведного, или какого-нибудь человека, или же, склоняясь к нечестию, мало обращали внимания на правильный и справедливый суд; а это – значит в некотором роде попирать и без зазрения совести нарушать для своей выгоды требования закона. Именно, они принимали и **премены**, то есть – воздаяния и вознаграждения за неправедный суд. Кроме того также оттесняли **убогия от врат**. Что же это такое? – Или то разумеет, что они прогоняли людей, убеждавших иметь правильный образ мыслей и дерзновенно советовавших им это, или же то, что они осмеливались превратно решать судебные дела бедных не тайно как-нибудь и не прикрываясь личиною благочестия, но, так сказать, во вратах, то есть открыто и в виду многих, уже нисколько не краснея и не имея никакого уважения к закону божественному. А время свое довели до такой степени худости и лукавства, что даже самим мудрым и способным понимать ход дел представлялось лучшим уже не обличать и не исправлять обратившихся к нечестию, потому что обличаемые походили на не имеющих ушей и подобно псам бросались на тех, кто хотел им быть полезным, и считали в числе врагов тех, кто предлагал наилучшее. Они осуждали святых пророков и заставляли их терпеть невзгоды, когда они выступали пред народом и предлагали им слова, открытые свыше. Например, Седекия пророка Иеремию, возвещавшего волю Божию, то связывал, то спускал в ров и желал, чтобы тот задохнулся там в тине. – Посему необходимо каяться еще при малых прегрешениях и не прогневлять Бога, как бы сказать – против Его воли, присовокуплением более важных, потому что, если грехи будут крепки и весьма многочисленны, тогда, без сомнения, Он воздаст и наведет пламень негодования. Крепкими же называем грехи важные и нетерпимые, так как, по мудрейшему изречению Иоанна, //не всякий грех к смерти// [[new:1in:05:17|(1Ин.5:17)]]. **//Толкование на пророка Амоса.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных** См. Толкование на [[old:am:05:11#blzh_ieronim_stridonskij|Ам. 5:11]] ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных** //Берете взятки//: у LXX слово kopher (выкуп, взятки) передано сл. 'allagma (перемена); отсюда в слав. //"приемлюще премены"//. - //И извращаете в суде дела бедных//: рус. переводчики передали смысл слов пророка ближе к букве подлинника; в слав., //"и убогия от врат отреяюще"//. [<10>]