[<10>] ====== Толкования на Ам. 5:21 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 21-22 **Возненавидех и отвергох праздники вашя и не обоняю жертв в сонмех ваших: зане аще принесете ми всесожжения и жертвы вашя, не прииму, и на спасителная явления вашего не призрю** Речь всего более приличествует потомкам Иуды и Вениамина, потому что Самарийския колена явно предавались всякого рода идолослужению, были крайне нерадивы и весьма небрежны относительно законов Моисеевых, а Иерусалимляне – и приносили жертвы на высотах Ваалу и делали возлияния воинству небесному, и вместе с тем показывали вид, что они имеют попечение о соблюдении закона и стараются совершать жертвы и праздники. А что это Зиждитель всяческих ненавидит, ясно показал Он, говоря и устами Исаии: //«что ми множество жертв ваших»// и прочее ([[old:is:01:11|Ис.1:11]] и д.)? Полагаем, что предлежащие слова заключают в себе эту мысль. **Возненавидел Я**, говорит, **и отверг праздники ваши**, не одобрю жертв и никогда не приму в воню благоухания всесожжений и приношений о спасении. Это – виды жертв, различные и по времени, и по своим особенностям: иное дело – всесожжение, иное – жертва и явление спасительного, то есть явление пред лице Божие и принесение жертв о спасении. Иудеям же, преданным крайнему нечестию, естественно, приличествует то, что мы сейчас сказали. Бог принимает, и весьма благосклонно, и допускает жертвы верующих, всесожжение духовное, участие в празднествах, потому что мы приносим в воню благоухания не себя самих, но Того, Кто вселяется в нас чрез Духа, то есть – Христа. А принесение неугодных жертв свойственно, и вполне естественно, и нечестивым еретикам, и тем, кому нельзя сказать подобно истинно верующим: //«Христово благоухание есмы Богови»// [[new:2kor:02:15|(2Кор.2:15)]], потому что их благоухание в Веелзевуле, если истинно, что //«никтоже речет анафема Иисуса»// [[new:1kor:12:03|(1Кор.12:3)]], разве только о Веелзевуле. Они, несчастные, неудержимо изрекая хулы и клеветы на славу Единородного, имеют ум, исполненный не благоуханием духовным, но вонью. **//Толкование на пророка Амоса.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших** См. Толкование на [[old:am:05:18#prp_efrem_sirin|Ам. 5:18]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 21-22 **Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших** Это говорится собственно против колена Иудина и тех из Израиля, которые возвратились к служению Богу, но, тем не менее, не оставили высот, поклонялись идолам и чрез великие грехи оскверняли жертвы, приносившиеся Богу. Ибо я полагаю, что не относительно жертв, приносившихся тельцам в Дане и Вефиле, Он сказал: **если вы принесете Мне всесожжения и дары ваши, Я не приму их**. Возненавидел же Бог, и не только возненавидел, но и отверг праздники тех, которые убегают от льва и попадают на медведя, входят в дом и уязвляются змеею, потому что они совершают не Божии праздники, но свои праздники, как говорит Господь: **Я возненавидел и отверг праздники ваши**. Ему неприятно собрание подобного рода людей. Он не принимает запаха жертв их за благоухание приятное, Он отвергает все дары их и не призирает на тучные обетные жертвы. Это произойдет не только с людьми того времени, но и с нами, если мы будем совершать подобного рода проступки и если будем думать, что, принося Богу то, что приобретено нами посредством хищений, клятвопреступлений и преступлений, искупаем свои грехи, между тем как мы читаем, что Закхей воздал вчетверо за то, что он похитил, и половину имения отдал из того, что приобрел честным путем [[new:lk:19:start|(Лк. гл. 19)]]. Ибо он не прежде мог принести дары Богу из того, что было приобретено худым путем, как по вознаграждении хозяев, и после того должен был исполнить слова Писания: //чти Господа от праведных твоих трудов// [[old:pr:03:09|(Притч. 3:9)]], и: //избавление мужа души свое ему богатство// [[old:pr:13:08|(Притч. 13:8)]]. Бог не принимает приношений по обетам из платы блудницы [[old:vtor:23:18|(Втор. 23:18)]]. Наоборот, праведный может сказать: //да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою// [[old:ps:140:02|(Пс. 140:2)]]. Эта молитва была вменена Иуде предателю в грех, потому что он не имел благоухания, но чрез свои дела говорил: //воссмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего// [[old:ps:037:06|(Пс. 37:6)]]. Все это мы можем сказать и относительно еретиков, которые, убегая от льва, попадают на медведя, и вошедши в дом, который они считают церковию Божиею, опираются о стены, самими ими построенные, и уязвляются змеею; тьма и мрак лишают их света и дня, так что тьма делается непроницаемою, и погибают первенцы их. Бог ненавидит и отвергает жертвы их, и всякий раз, как только они собираются во имя Господа, Он отвращается от смрада их и не обоняет его. Говорится же, что Он **ненавидит**, **отвергает** и **не обоняет** человекообразно, для того, чтобы мы посредством свойственной нам речи могли понять отношение Бога [к людям]. И если они будут приносить всесожжения или будут, по-видимому, поститься, давать милостыню, обещать целомудрие, что служит истинным всесожжением; то Господь не примет этого, и самые тучные жертвы их не удостоит Своим взором. Ибо Он взирает не на большое количество жертв, а на достоинства и намерения приносящих. Поэтому вдову, положившую, по Евангелию [[new:lk:21:start|(Лк. гл. 21)]], в сокровищницу две лепты, Спаситель предпочитает всем тем, которые, давая малое из многого, думали, что они приносят весьма тучные и обильные дары и жертвы, между тем как она принесла все то, что имела. Яснее и ближе к истине эти слова применяются к иудеям после пришествия Господня, когда они, несмотря на разрушение храма и жертвенника, думают, что ими приносятся жертвы. Бог ненавидит и отвергает праздники их и не обоняет запаха [жертв] в собрании их, когда они собравшись, кричат: //распни, распни Его// [[new:in:19:06|(Ин. 19:6)]], и: //кровь Его на нас и на чадех наших// [[new:mf:27:25|(Мф. 27:25)]]. И если они приносят всесожжения в синагогах, и дары в собраниях сатаны и тучные жертвы по обетам, то Господь не призирает на них, как Он не призрел на дары Каина [[old:gen:04:start|(Быт. гл. 4)]]. Хотя они надлежащим образом служат единому Богу и правильно совершают приношения; но Он не призирает на них потому, что они не разделяют веры в Отца, Сына и Духа Святого. На наши же дары, то есть [на дары] Церкви, приносимые нами от начатков наших, Бог призирает, как Он призрел некогда на жертву Авеля. //**Три книги толкований на пророка Амоса. Книга вторая.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 21-23 **Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать** //Обличение за лицемерное служение Богу// Ложные надежда Израиля и упорство его опиралось на убеждение, что своими жертвами, исполнением обрядов он угождает Богу. Пророк раскрывает ошибочность такого убеждения и показывает недостаточность одного внешнего служения Богу, //во время торжественных собраний ваших//, слав. //"в сонмех ваших"//; евр. beazzerotheichem может быть понимаемо и в смысле праздничных собраний вообще ([[old:2par:07:09|2 Пар VII:9]]), и как название заключительных собраний в последний день великих праздников ([[old:vtor:16:08|Втор XVI:8]]; [[old:lev:23:36|Лев XXIII:36]]; [[old:chis:29:35|Чис ХХIX:35]]). [<10>]