[<10>] ====== Толкования на Ам. 9:11 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 11-12 **В той день восставлю скинию Давидову падшую, и возгражду падшая ея, и раскопаная ея восставлю, и возгражду ю якоже дние века: яко да взыщут мене оставшиися человецы и вси языцы, в нихже призвася имя мое в них, глаголет Господь творяй сия вся** Обещал, говоря, что не в конец истребит род Иакова, но, хотя бы они, как бы разбросанные веялом, сделались странниками и пришельцами, лишенными отечества и домов, живущими в варварской и чужой стране, все-таки не будут сокрушены совсем и не дойдут до совершенной гибели. Поэтому говорит, что восстановит и скинию Давидову, воздвигнет низверженное в ней **якоже дние века**, то есть на дни долгие. Это, говорит, будет для прочих народов, соседних и отдаленных, доказательством и удостоверением того, что нужно наконец обратиться к Богу и начать искать Его, удивившись конечно Божию милосердию и величию могущества. Итак, если говорит **«скинию Давидову»** то обозначает род Иудейский или дом Иаковлев. Следует заметить, что когда Кир освободил их из плена, они воротились в Иудею, восстановили храм и, укрепив опустошенные города и построив в них дома, стали жить в безопасности; и хотя терпели войны со стороны некоторых, – разумею например Антиоха, Адриана, но уже не становились пленниками и не испытывали опустошения подобно тому, как от Вавилонян. Таков исторический смысл в этих словах, а более внутренний и истинный нужно относить ко Христу. Именно, когда Он воскрес из мертвых, при чем Бог и Отец восстановил павшую до смерти скинию Его, то есть – земную плоть, тогда все поверженное у нас приведено в новый вид, ибо //«кто во Христе, нова тварь»// по писанию [[new:2kor:05:17|(2Кор.5:17)]], потому что мы совоскрешены вместе с ним, и хотя смерть подкопала скинии всех, но возградил их Бог и Отец во Христе. И это уделено нам будет не на время, но на вечные дни, потому что благо нетления не отъемлемо у нас и смерть не будет уже владычествовать над спасенными во Христе. Тогда и прочие человецы по примеру уверовавших из Израиля познали Бога, истинно и по естеству сущего, уклонившись от оного древнего и мерзкого заблуждения; ибо не мог солгать Христос, когда говорил: //«аще»// зерно //«умрет, мног плод сотворит»// [[new:in:12:24|(Ин.12:24)]], и аще: //«аще вознесен буду от земли, вся привлеку к себе»// [[new:in:12:32|(Ин.12:32)]]. Итак, в тот день, когда Я воздвигну раскопанную и падшую скинию Давидову, призовутся все народы и на них будет Мое имя. А что предсказание всенепременно придет в исполнение, удостоверил, присовокупив: **глаголет Господь творяй сия вся**, потому что, если истинно есть Бог Господь, то, конечно, совершит и это, не имея никакого недостатка в силе: Он творит //«велия и неизследимая, славная же и изрядная, имже несть числа»// [[old:iov:05:09|(Иов.5:9)]]. **//Толкование на пророка Амоса.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Впрочем, не сокрушу Иакова, как сокрушил народы сии; но придет день, когда **возставлю скинию Давидову падшую, и возгражду падшая ея, и раскопаная возставлю**. Прообразовательно исполнилось сие во время возвращения Иудеев из плена, а истина совершилась во дни распятия. Скиниею Давидовою Пророк называет весь род человеческий, который низложен был преступлением заповеди, и который восставил от падения Христос. Он возвратил нам погубленную нами жизнь, и сверх того, страданием и смертью за нас, даровал нам нескончаемое царство. **И возгражду ю, якоже дние века**; - ю, то есть Церковь, которую искупил Христос Своею кровью - это сонм уверовавших во Христа. Его воссоздал Христос, воздвиг от падения, и возвращает ему жизнь, какая дана была первоначально, в настоящем веке в виде залога, в будущем же - во всей полноте. ===== Прп. Максим Исповедник ===== **В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние** См. Толкование на [[new:act:15:16#prp_maksim_ispovednik|Деян. 15:16]] ===== Прп. Макарий Великий ===== Посему, вознесем тело сие, соорудим жертвенник, возложим на него всякое наше помышление и будем умолять Господа, чтобы послал с неба невидимый и великий огонь, да пояст он и жертвенник, и все, что на нем. И падут все священники Вааловы, т.е. сопротивные силы; и тогда увидим небесный дождь, подобно следу человеческому [[old:3ts:18:44|(3 Цар. 18, 44)]], сходящий в душу; почему, исполнится на нас Божие обетование, как сказано у Пророка: «**возставлю и возгражду скинию Давидову падшую, и раскопанная ея возгражду**». //**Собрание рукописей типа II. Беседа 31.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 11-12 **В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие** Где предшествует авторитет апостолов и в особенности Петра и Иакова, которых сосуд избранный называет столпами Церкви [[new:gal:02:start|(Гал. гл. 2)]], там должно исчезнуть всякое сомнение по отношению к различным толкованиям и должно следовать толкованию этих мужей. Когда, по Деяниям Апостолов, среди апостолов возбудился вопрос, почему Павел и Варнава принимают людей из язычников без обрезания и без соблюдения субботы, то Петр ответил так, как должно было; Иаков, подтверждая его решение, сказал следующее: //мужи братие, послушайте мене. Симон поведа, яко прежде Бог посети прияти от язык люди о имени Своем. И сему согласуют словеса пророк, якоже пишет: по сих обращуся и созижду кровь// (tabernaculum) //Давидов падший и раскопанная его созижду, и исправлю его, яко да взыщут прочии человецы Господа, и вси язы́цы, в нихже наречеся имя Мое, глаголет Господь, творяй сия. Разумна от века суть Богови дела Его// [[new:act:15:13|(Деян. 15:13–18)]]. Таким образом, после бедствий и после наказаний обещая теперь, по обычаю Писаний, благоденствие и радость, Он говорит, что восстановит эту падшую скинию Давидову (а пала она у тех, которые говорят: **не приблизится и не придет на нас бедствие**, которых Господь сотрясал и испытывал в Своем решете и гумно которых Он очищал лопатою Своего величия, истребляя мечем всех тех, которые были грешниками) и чрез воскресение Господа все восстановит, так что падшее в синагогах восстанет в церквах и верующие овладеют остатком Идумеи и всеми народами, так что все то, что останется от кровавого и земного царства, превратится в царство небесное и все народы, забывшие Господа, обратятся и возвратятся к Нему. Если же мы будем читать по LХХ: **чтобы взыскали Меня остальные люди и все народы, которые называются именем Моим**, то под остальными людьми должны мы понимать тех, которые из среды иудейского народа уверовали и, подобно камешку, не выпали из решета и не были выброшены вместе с пылью, соломою и сором. Ибо остаток в начале [распространения] веры спасется, а весь Израиль спасется при конце мира, когда //исполнение языков внидет// [[new:rim:11:25|(Рим. 11:25)]]. Имя же Господне, которым называются остаток и все народы, есть то, о котором Спаситель говорит: //Отче, явих имя Твое человеком// [[new:in:17:06|(Ин. 17:6)]]. Чтобы длинная речь не задерживала нас долее, скажу о том, как следует понимать обетование. Иудеи все то, что и у этого пророка, и у других предвозвещается о созидании Иерусалима (или //стены Иерусалимской//) и храма и благоденствии, тщетно ожидают для себя, говоря. что это телесно исполнится в последнее время. Но мы, следующие не букве убивающей, а духу животворящему, утверждаем, что это уже исполнилось в церкви и ежедневно исполняется над каждым из тех, которые, падши чрез грех, воссозидаются чрез покаяние. //**Три книги толкований на пророка Амоса. Книга третья.**// ===== Лопухин А.П. ===== **В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние** //Пророчество о восстановлении скинии Давидовой падшей// Пророк начинает описание будущего восстановления Израиля //в тот день// (bajom hahu), - т. е. по окончании назначенных народу испытании. - //Восстановлю скинию Давидову падшую:// под скинией Давидовой пророк разумеет царский дом Давидов; называя этот дом //скинией падшей,// т. е. полуразрушенной палаткой, пророк указывает на упадок династии Давида, употребляя ее обитателям шатров. Мысль об упадке дома Давидова усиливается дальнейшими выражениями: //Заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю.// Экзегеты отрицательного направления обращают витание на то, что современником Амоса был Иудейский царь Озия, доставивший государству могущество и блеск [[old:4ts:14:22|(4 Цар XIV:22]]; [[old:is:02:start|Ис II)]]. Отсюда они не находят возможным для Амоса говорить о доме Давидовом, как о падшей скинии с трещинами и проломами, и относят ст. 11-15 к послепленному времени (Новак). Но в [[old:am:05:01|V:1-2]] пророк называет и Израильское царство //упавшей девой,// хотя в то время, при Иерониме II-м, Израильское царство достигло наибольшего могущества. Очевидно, пророк оценивает положение дел по существу, и временный блеск дома Давидова его не ослепляет: по существу своему и при Озии этот дом был уже скинией с трещинами и проломами, готовыми открыться в каждый момент. Следовательно, нет основания отрицать принадлежность рассматриваемых стихов Амосу. - //И устрою ее, как в дни древние//, т. е. в дни Давида и Соломона, наиболее славное время в истории Давидова дома [[old:2ts:07:start|(2 Цар VII]]; [[old:3ts:09:05|3 Цар IХ:5)]]. LXX понимали слова пророка, как указание на вечное существование восстановленной скинии и перевели: oikodomhsw kaqwт ai 'hmerai tou aiwnoV, в слав.: //"и возгражду ю якоже дние века".// [<10>]