[<10>] ====== Толкования на Ав. 1:15 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 15-19 **Понеже близ день Господень на вся языки: якоже сотворил еси, сице будут ти, воздаяние твое воздастся на главу твою. Понеже, якоже еси пил на горе Моей святей, испиют вси языцы вино, испиют и снидут, и будут яко небывшии. В горе же Сиони будет спасение, и будет свята. И наследят дом Иаковль наследивших я: и будет дом Иаковль огнь, дом же Иосифов пламен, а дом Исавов в тростие, и возгорятся на них, и поядят я, и не будет избегаяй дому Исавову, яко Господь глагола. И наследят иже во Нагеве гору Исавову, и иже в раздолии иноплеменники: и возмут гору Ефремову, и поле Самарийско, и Вениамина, и Галаадитиду** Опять предвозвещает время войны, когда собравшиеся вместе с Идумеями в долине Иосафатовой соседние народы подвергнутся жестокому наказанию. День же тот называет днем Господним потому, что Бог предал в руки Израильтян тех, которые беззаконно притесняли их. А что они наказаны будут праведным судом, это он объясняет, говоря: «**якоже сотворил еси, сице будет ти**»; ибо природа каждого располагает его к свойственным ему грехопадениям и приводит к возмездию, вполне соответственному тем прегрешениям, в каких оказался виновным. В словах: «**якоже еси пил**», может быть, изображается обычай победителей – превозноситься над побежденными, устроять празднества и пиршества, издавать победные клики и совершать дела, свойственные пьяным. Посему, как ты, говорит, насмехался и издевался над Израильтянами, предаваясь пьянству и увеселениям и бедствия братьев обращая в повод к торжеству, так будут пить и издеваться над тобою все народы. «**И снидут**» против тебя, то есть, сделают нашествие на страну твою. И ты сам будешь причислен к несуществующим, ибо подвергнешься такому истреблению, что покажется, будто ты никогда и не существовал. Горою же Сионом богодухновенное Писание называет церковь; ибо она поистине возвышенна и над всем надзирает; кроме того она свята, если она есть дом и град пресвятаго Бога. Неразумный Идумей подумал, что будет иметь наследием своим дом Иакова, то есть происшедших от семени Иакова, и уже делил землю, опустошив ее (вместе с халдеями). Но, говорит, дело это неожиданно для них примет совершенно иной оборот, ибо сами они будут достоянием потомков Иакова и истребятся так, как солома от пламени. Дом Иакова будет огнем, а дом Иосифа не уступит в силе никакому пламени. Итак они будут уничтожены совсем, так что из целого племени или народа не возможно будет найти и одного огненосца. По-видимому, применительно к этому обороту пророческое слово употребляет выражение: «огненосец» ( πύρφορον ); ибо огнем оно назвало дом Иакова, а пламенем – Иосифа. И под домом же Иакова не без основания можно разуметь потомков Иуды и Вениамина, а под домом Иосифа – живущих в Самарии, или десять колен, цари которых по временам были из Ефремлян, а Манассия и Ефрем происходили от Иосифа. В словах: «**и наследят иже в Нагеве**» (Агеве) заключается следующий смысл. Когда Вавилоняне, оставив свое отечество, пошли против Иерусалима, причем выступил с ними на войну Навуходоносор, тогда всей стране необходимо пришлось подвергнуться опустошению и впасть наконец в такое бедствие, что она доведена была до совершенного опустения и оказалась лишенною жителей. Когда же Бог умилосердился и освободил их из сетей плена, тогда они опять возвратились в свое отечество. Посему говорит, что Он распространит их и обратит в столь многолюдный народ, что они будут владеть землями соседних народов, между тем, как Идумея, по справедливости, будет находиться в стеснительном положении. Самым же очевидным знамением благословения Божия может служить следующее. «**Иже**, – говорит, – **в Нагеве**», то есть, живущие к югу (ибо Нагев означает юг) получат в наследие «**гору Исавову**», то есть, Идумею, ибо ею, как находящейся на юге, совершенно овладеют, как соседнею и смежною страною, обитатели южной части Иудеи. «**Иже в раздолии**», то есть, живущие в равнине (а это есть самая северная часть страны Иудейской) получат в наследие иноплеменников, под которыми разумеет Филистимлян, или Палестинцев. Будут обладать нисколько не менее и горою Ефремовою, Самариею, Вениамином, и Галаадом. А это были уделы, доставшиеся некогда коленам Израильским, когда Иисус, преемник Моисея, предводительствовал ими. Поскольку же они еще прежде пришествия Навуходоносора были опустошены при посредстве Ассириян царями Фулою Салманассаром, то и говорит, что заселятся и эти страны и перестанут быть пустынею, какою были прежде. //**Толкование на книгу пророка Авдия.**// ===== Свт. Павлин Милостивый (Павлин Нольский) ===== **Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою** Помни потомство Едома - те, в свой черед, да в смущеньи узрят тот день, когда твой народ ворота откроет в светлый Иерусалим и заселит бессмертные стены! Ныне же род, позабывший Тебя, угрожает и граду гибелью, и говорит: снесите же до основанья стены сии ненавистные, опустошите насильем – пусть и следа не найдут опустевшей твердыни! //**Поэмы 9.39.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою** **Понеже близ день Господень**, когда отмщено будет тебе и всем народам, на которых надеялся ты. **Якоже сотворил еси** брату твоему, **сице будет ти** от брата твоего. ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою** Близок, о еретик, день Господень для всех народов, близко время суда, которым будут судимы все народы. Как ты поступал по отношению к членам Церкви, так //злоба твоя обратится на твою голову, и злодейство твое упадет на твое темя// [[old:ps:007:17#blazh_ieronim_stridonskij|(Пс. 7:17)]]. Ибо как ты радовался при избиении их и устраивал пиршество и на святой горе Моей, то есть в Церкви, ты будешь пить чашу не Мою, но дьявола, о которой и у Аввакума говорится: //Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его// [[old:avm:02:15#blazh_ieronim_stridonskij|(Авм. 2:15)]]. <...> Так как вы радовались падению рабов Моих, то и вас постигнет такое же преследование, и вы испытаете все то, что сами делали. И как вы вместе с прочими народами злорадствовали в отношении к Моему народу, так все народы будут злорадствовать относительно вас, будут пожирать и пить и истребят вас через подобного же рода преследование. //**Комментарии на малых пророков.**// ----- Ст. 15–16 **Ибо близок день Господень для всех народов: как ты поступал, так поступят с тобою. Он обратит воздаяние твое на голову твою. Ибо как ты пил на святой горе Моей, так все народы всегда будут пить, будут пить, проглотят и будут, как бы их не было** Ты, Идумея, перестанешь делать это потому, что постигнет тебя наказание Господне. Ибо, если, по Иеремии [[old:ier:25:start|(гл. 25)]], те, которым не было определено пить чашу, непременно будут пить, то каким образом ты останешься как бы невиновным? Ты не будешь невиновным, но непременно будешь пить. Затем, что касается слов: «близок день Господень для всех народов», то будем читать того же Иеремию и увидим, что чаша Господня была поднесена всем народам. Поэтому у него же говорится: «//чаша златая Вавилон в руце Господни, напаяющи//» все народы [[old:ier:51:07|(Иерем. 51, 7)]]. И действительно, всеми народами до Пропонтиды и морей Скифского и Ионийского или Эгейского овладели ассирияне и вавилоняне. Если мы будем читать Геродота и историю греков и варварских народов, то увидим, как во время господства вавилонян и ассириян исполнились эти слова: «близок день Господень для всех народов». Что же касается следующих затем слов: «как ты поступал, так поступят с тобою; Он обратит воздаяние твое на голову твою», то они имеют тот же смысл, какой выражается в следующих словах псалма: «//помяни, Господи, сыны Едомския в день Иерусалимль, глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его//» [[old:ps:036:07|(Пс. 136, 7)]]. Поэтому и в отношении в Вавилону пророк выражает следующие проклятия: «//дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздияние твое, еже воздала еси нам; блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень//» [[old:ps:036:08|(Псал. 136, 8]]–[[old:ps:036:09|9)]]! Ибо как ты на святой горе Моей, Сионе, пил вместе с вавилонянами и радовался, так все народы, которые вместе с тобою помогали вавилонянину, будут, обратившись против тебя, пить и радоваться. И они не только будут пить, но и так поглотят тебя, что идумеи будут, как бы их не было, или, может быть, эти самые народы, поглотив тебя, будут поглощены мидянами, и путь наказания будет кругообразным, так что ты истребишь Израиля, тебя [истребит] вавилонянин, а вавилонянина – мидянин и перс. Последуем порядку толкования. Близок, о еретик, день Господень для всех народов, близко время суда, которым будут судимы все народы. Как ты поступал по отношению к членам церкви, так обратится боль твоя на голову твою, и неправда твоя падет на темя твое [[old:ps:007:17|(Псал. 7, 17)]]. Ибо как ты радовался при избиении их, и устраивал пиршество и на святой горе Моей, то есть в церкви, пил чашу не Мою, но диавола, о которой и у Аввакума говорится: «//горе напаяющему подруга своего развращением мутным//» [[old:avm:02:15|(Ав. 2, 15)]]; так все народы, – или противные силы, предназначенные для наказаний, или же все враждебные могущества, – будут пить и поглощать кровь твою, и когда, наконец, все подвергнутся наказанию, то и сами они будут, как будто бы не было их. Ибо кто погибает, тот в отношении к Сущему, говорящему к Моисею: «//Сый посла мя к вам//» [[old:ish:03:14|(Исх. 3, 14]]), обыкновенно в Писаниях называется несуществующим. Поэтому и в книге Есфирь мы читаем: «не предаждь, Господи, царства «//Твоего сим, иже не суть//» [[old:esf:04:17|(Есф. 4, 17)]]. Мы можем и иначе объяснить это место: так как вы радовались падению рабов Моих, то и вас постигнет такое же преследование, и вы испытаете все то, что сами делали. И как вы вместе с прочими народами злорадствовали в отношении к Моему народу, так все народы будут злорадствовать относительно вас, будут пожирать и пить и истребят вас чрез подобного же рода преследование. **//Толкование на книгу пророка Авдия.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою** Пророк возвещает наступление **дня Господня**, т. е. дня суда, когда Едом вместе со всеми народами получит возмездие за свое отношение к народу Божию (ср. [[old:chis:24:12#lopuxin_ap|Чис. 24:12]] – [[old:chis:24:24#lopuxin_ap|24]]; [[old:1ts:02:10#lopuxin_ap|1 Цар. 2:10]]; [[old:2ts:23:05#lopuxin_ap|2 Цар. 23:5]] - [[old:2ts:23:07#lopuxin_ap|7]]). Пророк называет этот день **близким** потому, что ожидает скорого наказания Едома, а всякое сокрушение силы, враждебной Богу, есть часть момента того страшного суда Божия, который имеет быть в конце времен. — **Воздаяние твое** //(gemulcha)//, т. е. **дело твое, злодеяния твои**. [<10>]