[<10>] ====== Толкования на Авм. 3:4 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И сияние его яко свет будет: рози в руках его, и положи любовь державну крепости своея** Что чрез веру очистилище, то есть Христос, приидет, просвещая сущих во тьме, – об этом ясно было возвещено устами святых пророков. Так один из них говорил: «//страно Завулоня и земле Нефоалимля, и прочии, населяющие приморскую страну Галилеа языков, людие ходящии во тме видеша свет велий//» [[old:is:09:01-|(Ис. 9:1]][[old:is:09:02|2)]]. Он же: «//светися Иерусалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия//» [[old:is:60:01|(Ис.60:1)]]. И сам Бог засвидетельствовал, так говоря: «//Сиона ради не умолчу, и Иерусалима ради не попущу, дондеже изыдет яко свет правда моя, и спасение мое яко светило разжжется//» [[old:is:62:01|(Ис. 62:1)]]; ибо правда и спасение его есть Христос, «//иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление//» [[new:1kor:01:30|(1 Кор. 1:30)]], по Писанию. Итак, нам, как ходящим во тьме, Христос явился светильником, посредством евангельского учения освобождающим нас от того древнего мрака, который внес в наши души враг всех, и не допускал, чтобы мы взирали на действительного и истинного Бога и не видели стези благочестия и жизни. Итак, «сияние», которое показал нам Христос, «яко свет будет», то есть не едва заметный и слабый, какой без сомнения был показан чрез Моисея; ибо закон был в загадках и тенях; но как свет чистый и непричастный мраку, и проникающий в ум и сердце, сообщающий нам духовный блеск и вводящий в нас луч чистого ведения. В богодухновенном Писании «рог» всегда берется или в смысле царства и могущества, или в смысле гордости, о чем сам блаженный Давид учит, говоря: «//рех беззаконнующым, не беззаконнуйте: и согрешающым, не возносите рога. Не воздвизайте на высоту рога вашего и не глаголите на Бога неправду//» [[old:ps:074:05|(Пс. 74:5]][[old:ps:074:06|-6)]]; ибо горделиво говорящие суетное, по написанному [[old:ps:148:08|(Пс. 148:8)]], неправду говорят на Бога, извращая правильность учения о Нем, или другим каким-либо образом дерзко поступая против Него. Но рог есть знак могущества, когда говорится о Боге и Отце, открывшем нам Сына. «//Воздвиже рог спасения нам//» [[new:lk:01:69|(Лк. 1:69)]]. И опять: «//рог его вознесется во славе//» [[old:ps:111:09|(Пс. 111:9)]]; ибо все славно, что чудесно совершено силою Христовой. Итак, Единородный пришел в подобном нам виде, и что касается плоти и человечества, то Он имел вид свойственной нам слабости, но, как Бог, Он имел в руках все роги, то есть все царства, против всякого могущества противных сил. Когда говорим: «в руках», то этим выражаем: «во власти». Поэтому в молитвах к Богу мы научились говорить: «//в руку Твоею жребии мои//» [[old:ps:030:16|(Пс. 30:16)]]. А что Христу подчинена всякая сила дьявольская и так называемые роги, то есть неограниченное владычество нечистых духов над городами и странами (ибо они разделили между собой всю землю) – в этом кто может сомневаться? Ибо одних Он изгнал со властью из людей, другие же приходили и умоляли Его, чтобы Он не повелевал им идти в бездну. Именно так написано у святых евангелистов [[new:mf:08:31|(Мф.8:31;]] [[new:mk:05:10|Мк. 5:10;]] [[new:lk:08:31|Лк. 8:31)]]. А что Он лишил владычества над нами и самого начальника нечистых духов, то есть сатану, мы легко увидим это из слов самого Христа: «//ныне суд есть миру сему: и князь мира сего изгнан будет вон. И аще аз вознесен буду от земли, вся привлеку к себе//» [[new:in:12:01|(Ин. 12:31-]][[new:in:12:32|32)]]. Итак, хотя Он сделался человеком, но имеет в руках, то есть в своей власти, владычество, или царства, или могущество противных сил. Если же кто захочет понимать это проще в том смысле, что Христос имеет в руках роги, то есть непобедимую и неодолимую силу, легко прободающую каких угодно врагов и беспрепятственно опустошающую и, как бы подобно быку, неудержимо нападающую; то и такое понимание будет также правильно. Христос пришел совершить сии два дела: во-первых, уничтожить противников, которые ввели в заблуждение всю вселенную и удалили ее от Создателя Бога, похищая Ему одному подобающую славу и присваивая ее себе самим; во-вторых, возвратить спасение заблудшим и терпевшим поистине безвыходное угнетение. Но что владычество тех прекратилось и совершенно уничтожено, показал, говоря: «рози в руках его», очевидно, ниспровергающие владычество тех и как бы избодающие гордость. А что Он намерен был возвратить нам спасение, это показывает, говоря: «положи любовь державну крепости своея». Мы спасены «//не от дел праведных, ихже сотворихом мы//» [[new:tit:03:05|(Тит. 3:5)]], не за какие-нибудь доблестные подвиги: «//ничтоже бо соверши закон//» [[new:evr:07:19|(Евр. 7:19)]], но по благости Бога и Отца, положившего державную, то есть крепкую и великую за нас любовь Сына. «//Тако бо возлюби мир, яко и Сына своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в он не погибнет, но имать живот вечный//» [[new:in:03:16|(Ин. 3:16)]]. Итак, мы спасены любовью Бога и Отца и Его Сына, претерпевшего смерть за нас. Он воскрес, разрушив державу смерти и изгладив грех наш. Посему и говорит: «//болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя//» [[new:in:15:13|(Ин. 15:13)]]. Итак, державна любовь Отца, чрез которую мы избавились от смерти и греха, ничтоже бо соверши закони дьявольского владычества. //**Толкование на пророка Аввакума.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Блеск Его как свет будет: в руках Его рога. В этом скрыта крепость Его** См. Толкование на [[old:avm:03:03#blzh_ieronim_stridonskij|Авм. 3:3]] ===== Лопухин А.П. ===== **Блеск ее - как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!** См. Толкование на [[old:avm:03:03#lopuxin_ap|Авм. 3:3]] [<10>]