[<10>] ====== Толкования на Авм. 3:6 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 6-7 **Ста, и подвижеся земля: призре, и растаяша языцы: стрышася горы нуждею, и растаяша холми вечнии, шествия вечная Его, за труд видеша селения Ефиопская, убоятся и кровы земли Мадиамския** Выражение: «**ста**» в богодухновенном Писании очень часто понимается в смысле приведения к концу какого-либо дела, как если бы кто-нибудь сказал: стало это дело; а смысл такого выражения тот, что дело окончено и приведено в исполнение. Так, Сепфора, жена Моисея, обрезавшая каменным ножом маленького сына, сказала ангелу-губителю: «//ста кровь обрезания сына моего//» [[old:ish:04:25|(Исх. 4:25)]]. А она хотела этим сказать не то, что прекратилось течение крови, а то, что совершено дело обрезания и окончено желаемое; ибо избегает смерти обрезываемый духовным камнем, который есть Дух Христов. Подобным же образом и Иисус, преемник Моисея, повелел перешедшим Иордан сынам израильским обрезаться каменными ножами, без сомнения начертывая тем образ обрезания в духе; ибо, как Христос назван камнем, так и Дух Его – камень, или нож каменный. Итак, слово: «**ста**» часто означает исполнение дела. Итак, ста Христос, то есть пришло в исполнение сказанное о Нем, и Он явился живущим на земли, «**и подвижеся земля**». Землею же называет населяющих землю, которые и подвиглись. А каким образом, об этом скажем по мере сил. Те, которые некогда были непоколебимы в своей решимости делать злое, постоянны в нечестии, пристрастны к плотоугодию и утвердились в заблуждении, – поколебались и подвиглись, обратившись к богопознанию и к добродетели. Подобным же образом подвиглась и израильтяне от служения законного, приняв веру в Него; ибо перешли к решимости жить по-евангельски и руководиться законами Спасителя. А что слово «подвигнуться» означает иногда переход од чего-нибудь к чему-либо иному, это может быть ясно из слов блаженного Давида, который воспевает и говорит: «//седяи на херувимех, да подвижется земля//» [[old:ps:098:01|(Пс. 98:1)]]. Мы утверждаем, что он повелевает подвигнуться земле не той, говорю, которая находится под ногами людей и подлежит их чувствам; напротив, требовал перемены от худшего к лучшему. Вот один смысл объясняемых слов. Но можно найти в них и другой смысл таким образом. «**Ста и подвижеся земля**». Земля испытала эти два состояния: «**ста**» и «**подвижеся**». А какой именно смысл может быть в том и другом, – необходимо объяснить. Итак, «**ста**», ибо она как бы опьянела, и удобно склоняемая ко всему неприличному и как бы носимая всяким ветром, наконец получает твердое и необходимое стояние, потому что укрепляет ее Христос, соответственно тому, что сказано устами Исаии синагоге иудейской: «//постави себе самого//» [[old:ier:31:21|(Иер. 31:21)]]. Потом «**подвижеся**», удалилась, как я уже прежде сказал, от прежнего заблуждения и возлюбила все угодное Богу. Итак, поистине удивительно, что земля в одно и то же время «**ста и подвижеся**»; ибо Христос и делает ее сильной на всякое благое дело, и располагает ее стремиться от худшего к лучшему. Выражение: «**призре**» Бог иногда означает воззрение с кротостью и любовью, а иногда с гневом и угрозой. Так «//на кого//, – говорит, – //воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих//?» [[old:is:66:02|(Ис. 66:2)]]. И божественный Давид негде умолял, говоря так: «//призри на мя, и помилуй мя//» [[old:ps:085:16|(Пс.85:16)]]. Устами же пророка Иезекииля Он о ком-то говорил: «//утвержу лице Мое на человека того и положу его в погибель и в потребление и извергу его от среды людий Моих, и увесте, яко аз Господь//» [[old:iez:14:08|(Иез. 14:8)]]. Это слова угрожающего гневом и погибелью, и праведным наказанием для раздражающих Его. Точно так же и Христос взирал, то есть устремлял в гневе взор Свой на некоторых. И тотчас они растаяли наподобие воска и как бы от попаляющего огня «**горы стрышася нуждею**». Народами же и горами называет нечистых духов и тех, которые в душе своей высоко и надменно думают о себе и, наподобие гор, возносятся над другими. Излишество всегда имеет дурные последствия, и любостяжательность соединяется с превозношением. Может быть, силе их соответствует степень свойственной им жестокости, ибо демоны весьма сильны и потому усиливаются противиться Богу и присваивать себе подобающую Ему славу. Но «**стрышася нуждею**», ибо силою Христа они сокрушены и превращены в ничто, и сделались подножием уверовавших. Горою в другом месте назван и сатана, которому в лице Навуходоносора Бог устами пророка сказал: «//се, аз на тя, горо смертоносная, глаголет Господь, растлевающая всю землю//» [[old:ier:51:25|(Иер. 51:25)]]. Прикровенно упомянув о лукавых и противных силах, которые враждуют против славы Христовой и вовлекают в грех живущих на земле, он необходимо ввел в речь и предстоятелей синагоги иудейской, которых и называет холмами ради того, что они кажутся поднятыми высоко и превосходят других священством и соединенной с ним честью. Вечными же их называет вследствие непрерывности этого служения, ибо оно не прекращается ни в какое время. Если и прекратилось значение служения в тенях и образах, но сущность служения перешла в лучшее; ибо священнодействуют Богу ничуть не менее предстоятели святых церквей и приносят Ему бескровную жертву. Итак, холмы вечны ради постоянного и непрекращающегося служения. Но они вместе с горами были сокрушены и вместе с народами растаяли. Так как они мудрствовали приятное демонам и исполняли угодное дьяволу, предав на распятие Начальника жизни и разнообразно неистовствуя против Него, то они вместе с тем справедливо подверглись такому же наказанию, были низвержены и пали, или как говорит пророк: «//дом Израилев падеся//», и «//несть возставляющаго//» его [[old:am:05:01|(Ам. 5:1]][[old:am:05:02|-2)]]. В Священном писании божественные заповеди обыкновенно называются иногда «**шествиями**», иногда путями и стезями. Вот что сказано устами Иеремии: «//станите на путех и видите, и вопросите о стезях Господних вечных и видите, кий есть путь благ, и ходите по нему и обрящете очищение душам вашым//» [[old:ier:06:16|(Иер. 6:16)]], а также устами блаженного Давида: «//заповедий твоих текох, егда расширил еси сердце мое//» [[old:ps:118:032|(Пс.118:32)]]. Итак, «**растаяша**, – говорит, – **холми**», то есть получившие славу начальствования иудеев и облаченные преимуществами служения по закону; ибо они «**шествия**» или заповеди Еммануила, очевидно евангельские научения, и несравненно лучшее древних предсказаний и славнейшее наставление «**за труд видеша**», то есть сочли тяжелым и утомительным, хотя Спаситель всех нас Христос ясно говорит: «//приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и аз упокою вы. Возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть//» [[new:mf:11:28|(Мф. 11:28]][[new:mf:11:30|-30]]. И иначе некоторые сделали тяжелыми пути свои, которыми можно было бы легко достигнуть жизни вечной. Господь наш Иисус Христос некогда, объясняя силу таинственного благословения, говорил: «//аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе//» [[new:in:06:53|(Ин. 6:53)]]. Слушатели же столь священных слов пустословя говорили: «//жестоко есть слово сие: и кто может его послушати? како может Сей нам дати Плоть (Свою) ясти//?» [[new:in:06:52|(Ин. 6:52,]][[new:in:06:60|60)]]. Евангелист же удостоверил и в том, что «//от сего мнози от ученик Его идоша вспять, и ктому не хождаху с Ним//» [[new:in:06:66|(Ин. 6:66)]], так, что и к самим ученикам Христос обратился с вопросом, не хотят ли и они удалиться от Него, говоря: «//еда и вы хощете ити//?» [[new:in:06:67|(Ин. 6:67)]] Но божественный Петр на это ответил, воскликнув: «//Господи, к кому идем? глаголы живота вечнаго имати//» [[new:in:06:68|(Ин. 6:68)]]. Они не считали путей Его за труд, но слово Его было для них поистине приятно и достойно внимания. «**Шествия**» же называет «**вечными**», потому что никогда не прекратится, напротив, продолжится в бесконечный век и всегда будет существовать евангельская и спасительная проповедь, после того как обветшала древняя и законная заповедь и оказалась не без недостатка, как говорит Павел, и вследствие этого введена вторая, которая «//на лучших обетованиях узаконися//» [[new:evr:08:06|(Евр. 8:6-]][[new:evr:08:07|7)]]. Посему и божественный Давид провозгласил, говоря Господу нашему Иисусу Христу: «//правда Твоя правда во век, и закон Твой истина//» [[old:ps:118:142|(Пс. 118:142)]]; ибо, как я сказал, то, что в тенях, не пребыло, и образы прекратились, но то, что во Христе, утвердилось и навсегда осталось непоколебимым. Благополезные повествования всегда заключают в себе нечто достойное внимания и такие известия, которые не пресыщают, хотя бы кто и передавал их одними и теми же словами. Посему, сказав прежде о приведении в бессилие враждебных сил, и в подобии народов представив их как бы растаявшими и подобно горам низвергнутым, далее уподобляет их иноплеменникам, которые воевали против иудейской земли. А это были эфиопы, которые некогда обитали к востоку и югу около Индийского моря, и мадианитяне, населявшие соседнюю пустыню. Итак, говорит, «**убоятся**» те, которые воевали против святого города, под которым мы должны разуметь духовный Сион или Церковь Христову, которую населяют святые и род избран, каким прообразовательно в древности был Израиль, потому что Израиль толкуется: ум, видящий Бога. Достоин удивления и Нафанаиль, как «//воистинну Израилтянин, в немже лести несть//» [[new:in:01:47|(Ин. 1:47)]]. Итак, под образом эфиопов и мадианитян, которые постоянно стремились наносить вред народу избранному, то есть Израилю, мы будем разуметь полчища демонов, враждебных святым. Но можно думать и иначе, что эфиопами называются идолослужители, у которых жизнь плотская, земная и исполненная нечистоты. А таковы эфиопы. Они не имеют света божественного в душе, но как бы черны сердцем и помрачены в мыслях, и о них говорится, что им дан в снедь змий, как негде Давид воспевает и говорит Богу всяческих: «//ты сокрушил еси главу змиеву, дал еси того брашно людем Ефиопским//» [[old:ps:073:14|(Пс. 73:14)]]. Как для нас животворящее слово Божие сделалось духовной и святой пищей, так и грехолюбивые и не познавшие истинного Бога как бы питаются сатаной, имея его в душе, мудрствуя и говоря угодное ему. А мадианитяне, как я сказал, всегда были неприязненны святым. Но, если угодно, можно найти и более глубокое значение этого имени: «мадианитянин» толкуется «осужденный». Такое название приличествует как самому сатане, так и единомысленным с ним лукавым силам, «//имже мрак тмы во веки блюдется//» [[new:iud:01:13|(Иуд.1:13)]]. //**Толкование на пророка Аввакума.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Он стал и измерил землю, посмотрел, и рассеял народы. Сокрушены были вековые горы и погнуты были холмы мира от путей вечности Его** Стоя и созерцая все и измеряя оком своим весь объем мира, Спаситель рассеял множество народов. А по рассеянии и уничижении их сокрушены горы века сего и погнулись холмы мира сего. Действительно есть и другие холмы и горы, по которым прыгает и пробегает Жених описываемый в книге Песнь Песней old:pp:02:08|(Песн. 2, 8), и относительно которых говорится и во втором степенном псалме: Я возвел «очи свои на горы, от которых придет помощь» мне [[old:ps:120:01|(Пс. 120, 1)]]. А горы века, это те же самые, что и горы тенистые, о которых предупреждает нас и Иеремия, чтобы не спотыкались на них ноги наши (Иер. 30:1, 31 ) Это те холмы, на которых господствовал Саул, когда убивал священников Божиих [[old:1ts:22:17|(1Цар. 22, 17)]]; ибо «Gаbаа» обозначает именно: «холм». И он очень точно говорит: „погнуты были холмы мира“, потому что пред пришествием Спасителя они выступали с гордо поднятою шеею, и никто не мог смирить их надменности. А сокрушены они и погнуты от путей вечности Его, т. е. Бога, потому что вечность Его соблаговолила снизойти к нам, или же потому, что Он от начала мира даже до воплощения Своего приходил к святым и в руках отдельных из них сделался словом Божиим, и во всех тех, которые побеждают, Он был победителем: вечный путь Его погнул холмы и сокрушил горы. Это сказано нами в переносном значении по тексту Еврейскому. – Затем, – согласно тексту LХХ, – после того, как Слово Божие выступило пред лицем Бога и появилось на равнинах, Бог Отец пришел туда, где Ему для Слова Его приготовлено место и пришел по стопам Слова Своего и остановился; никогда не предшествуя Ему, но всегда ожидая, чтобы Оно приготовило путь. А там, где Он станет по следам Слова Своего, тотчас земля, т. е. дела плотские и телесные придут в смятение, потому что не имеют силы выдерживать присутствия Божия. А когда они придут в смятение, то Бог силою Слова Своего и присутствия Своего посмотрит на все душевные народы, под чем мы можем понимать помышления их и многоразличные их умствования, которые тотчас рассеются и исчезнут. А если что либо возвышалось на земле вопреки познанию Божию и занимало слух внимающего, то будет сокрушено и обращено в прах, когда придет Бог предшествуемый Словом Своим. По сокрушении же и уничтожении гор от взора Божия, без сомнения, холмы будут уничтожены и обращены в ничто. Ибо они не горы Божии, а горы века сего; и вечный путь Бога, взирающего на то, чему предшествует Слово Его, и особенно на холмы века сего, сокрушит и уничтожит их. Под горами можно также разуметь и демонов, которые действуют в еретиках и поднимаются против познания Божия в тоже время холмы – это другие укрепления демонов, которые производят то, что люди увлекаются телесною красотою, почестями, богатством, знатностью рода и прочими благами мира. Мы можем видеть, как после пришествия Слова Божия и в присутствии Бога Отца придут в смущение души людей, и все земное рассеется, и прежние помышления обратятся в ничто. Тогда демоны придут в замешательство, высоты века сего обратятся в ничто, и все познание еретиков, которое прежде было столь надменно, с пришествием Слова Божия будет принижено, сокрушено и уничтожено. И то, что́ прежде казалось прекрасным и великим, будет отброшено, как ничтожное и презренное. И это происходит вследствие пришествия Божия и пребывания Христа, согласно сему и в другом месте написано: «Я поселюсь среди них, и буду ходить в них и буду Богом их и они будут Мне народом» (Лев. 26, 11–12.) //**Две книги толкований на пророка Аввакума к Хроматию.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные** См. Толкование на [[old:avm:03:05#lopuxin_ap|Авм. 3:5]] [<10>]