[<10>] ====== Толкования на Авм. 3:10 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **узрят Тя и поболят людие, расточая воды шествия его: даде бездна глас свой, высота привидения своя** См. Толкование на [[old:avm:03:08#svt_kirill_aleksandrijskij|Авм. 3:8]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Ты рассечешь потоки земли** Так как Господь поднял лук Свой для того, чтобы выполнить клятвы Свои пред племенами, – клятвы, которые Он дал, то последовательно говорится: „Ты рассечешь потоки земли“, т. е. царей, восстающих против народа Твоего, разделишь и рассеешь. А согласно тексту Семидесяти, которые сказали: «Земля рассечется реками», мы сначала представим пример, чтобы, как бы по ступеням дойти до более высокого. В книгах тех, которые составляли томы о чудесных событиях, и которые довели греческие олимпиады до наших дней, излагая, что́ нового происходило по отдельным годам в мире, мы читаем, что между прочими событиями вследствие движения земли, прорвались реки, которых прежде не было, и наоборот были поглощены и ушли в бездну другие, потому что все земные жилы будто бы так имеют скрытые внутри их воды, как кровь в человеческом теле, и эти воды при сотрясении земли прорываются и делаются реками. Если мы это поняли, то увидим, что душа по природе своей имеет в себе реки и потоки, но по лености нашей они скрыты и не текут. Когда же она бывает потрясена проповеданием Слова Божия и воздвигнута из своего прежнего состояния, тогда из нее вырывается то, что́ она скрывала, и течет для восстановления силы пьющих или могущих. Это толкование, как я думаю, относится также и к тому, что рабами Исаака снова выкапываются колодцы, выкопанные Авраамом, но засыпанные потом Филистимлянами землею [[old:gen:26:start|(Быт. 26, 15–18)]]. Пока Авраам был жив, колодцы его не засыпаются; после же смерти его и после засыпания колодцев, происходит спор, если рабы снова раскапывают, а Филистимляне противятся этому. Но если приходит сам Исаак и выкапывает колодезь, и находит воду, то Филистимляне не имеют силы противиться этому. Обрати внимание на Петра и Павла, и ты не усумнишься о реках Христовых. Посмотри на всех апостолов, и ты поймешь, что уже не четыре реки выходят из рая Писаний, по двенадцать потоков. Прежде чем подвиглась земля эти реки были скрыты, и так как были в жилах земли, то не доставляли пития жаждущим. Но после того, как во время пришествия Христова земля и вся вселенная была потрясена, они внезапно прорвались и исполнилось тогда написанное: //Он превратил реки в пустыню и источники вод – в сушу, землю плодородную – в солончаковую за нечестие живущих на ней// [[old:ps:106:33|(Пс. 106, 33]]-[[old:ps:106:34|34)]]. Он превратил пустыню в водяные болота, и землю безводную в источники вод; и заставил жить там жаждущих; и они устроили город для житья в нем. Ибо после того, как Господь пришел в мир и исполнилось то, что́ Он сказал в Евангелии: //На суд Я пришел в этот мир, чтобы те, которые не видали, увидели, и те, которые видели, стали слепы// [[new:in:09:39|(Ин. 9, 39)]]. Тогда земля Израильcкая, в которой прежде протекали реки и орошали весь народ Иудейский, высохла, и все источники ее иссякли. А весь мир, который был пустынным и неплодным и не имел вод проповеди Божественной, обратился в болота, наполненные водами, и имел столько источников, сколько породил учителей; и им, т. е. рекам и источникам недостаточно того, что они орошают народы всего мира; но собирая в один народ тех, которые в отдельных частях мира жаждали и терпели глад от недостатка Слова Божия, они устроили церковь, которая называется городом для обитания, и которую увеселяет устремление потока [[old:ps:045:05|(Пс. 45, 5)]]. //**Две книги толкований на пророка Аввакума к Хроматию.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои** См. Толкование на [[old:avm:03:09#lopuxin_ap|Авм. 3:9]] [<10>]