[<10>] ====== Толкования на Авм. 3:17 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Зане смоковь не плодопринесет, и не будет рода в лозах: солжет дело маслинное, и поля не сотворят яди: оскудеша овцы от пищи, и не будет волов при яслех** Как бы на чей-либо вопрос и на желание узнать, почему он так сильно хочет оставить эту жизнь и «**взыти в люди пришелствия своего**», он с великой предусмотрительностью прикрывает осуждение синагоги иудейской и, кажется, оплакивает имеющее случиться в ней бесплодие и различными способами указывает на него, говоря, что она будет подобна смоковнице, на которой не будет никакого плода. Так называл ее и Спаситель, когда говорил о ней в притче: «//смоковницу имяше некий в винограде своем всаждену//»; а так как она была бесплодна, то сказал, что ее надобно срубить, чтобы она и земли не занимала [[new:lk:13:06|(Лк. 13:6-]][[new:lk:13:07|7)]]; а некогда пред Иерусалимом Он проклял смоковницу, потому что не нашел на ней плода: //отныне//, сказал, //от тебя// не будет //плода во век// [[new:mk:11:14|(Мк. 11:14)]]. Сравнивает ее и с виноградной лозой, не имеющей гроздьев; ибо она, как говорит пророк Исаия, «//виноград бо Господа Саваофа, дом Израилев есть, и человек Иудин, новый сад возлюбленный; ограждением оградих и окопах, и насадих лозу избранну, и создах столп посреде его, и предточилие ископах в нем, и ждах, да сотворит гроздие, и сотвори терние//» [[old:is:05:02|(Ис. 5:2,]][[old:is:05:07|7)]]. Посему, как говорит Давид, «//озоба и вепрь от дубравы, и уединенный дивий пояде и; низложил еси оплот его, и объимают и вси мимоходящии путем//» [[old:ps:079:13|(Пс.79:13-]][[old:ps:079:14|14)]]. Солгало дело маслины, то есть опять синагоги иудейской; ибо таким образом указывает на нее и пророк Иеремия, говоря: «//маслину благосенну, красну зраком нарече Господь имя твое, ко гласу обрезания ея: разгореся огнь в ней, велика скорбь на тебе; непотребны быша ветви ея. И Господь сил, иже насади тебе, глаголал есть на тя зло//» [[old:ier:11:16|(Иер. 11:16-]][[old:ier:11:17|17)]]. Поскольку же, как говорит пророк, «дело его солга» (ибо детоводительствуемые ко Христу чрез закон и пророков не приняли веры), то и она была посечена, пали ветви ее, а те, которые от дикой маслины, то есть из язычников, привились, и сделались общниками корня и тука доброй маслины. Далее сравнивает Израиля с полями, на которых земледелец не заметит ничего необходимого для пропитания. Это может служить ясным доказательством крайнего бесплодия. А что, терпя недостаток в божественных учениках, они подвергнутся крайним страданиям, это он пояснил, присовокупив: «**оскудеша овцы от пищи**», то есть, не будут иметь пищи. «**И не будет вола при яслех**». Этим указывает на то, что у них совсем не будет священного и избранного рода, то есть потомков колена Левиина, которые, подобно волам уравнивая духовное гумно и удаляя покровы неясности с учения премудрого Моисея, предлагали другим в разумение как бы пшеничное зерно и духовную пищу. Сами же они питались при яслях десятинами и начатками, приносимыми народом в благодарность. Итак, оскудеша от пищи овцы. И волы уже не были при яслях, то есть, вожди и учители других; посему и божественный Павел слова: «//не обротиши вола молотяща//» [[new:1tim:05:18|(1Тим. 5:18)]] относит к наставникам, ясно толкуя нам учение, содержащееся в законе. Говорит, что волы оскудели «от исцеления их». Эти слова неясны, но, как мне кажется, они имеют следующее значение. Поскольку по неразумию своему они нисколько не заботились получить исцеление от Христа, хотя Он укрепляет слабого и оправдывает нечестивого, то посему они и оскудели, то есть совсем ослабели и превратились в ничто. Итак, оскорбление Бога есть страшное дело и служит причиной крайнего бесплодия; и будем терпеть недостаток в духовной пище и вследствие этого будем находиться в весьма большом бедствии. //**Толкование на пророка Аввакума.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== //Что означают слова в песни Аввакума: **исчезли овцы от пищи, и нет быков в яслях**?// **Овцы** суть мысли и движения ума, **быки** — духовное 
учение, а **ясли** — бесстрастие [, достигаемое] в соответ
ствии с деланием, в отсутствие которого исчезает и духовное учение. Когда же [духовное учение] исчезает, то 
вместе с ним, естественно, исчезают мысли и движения,
 созидаемые в уме посредством него — ведь душа по при
чине //глада слова// [[old:am:08:11|(Амос. 8, 11)]] нисходит к житейским де
лам. Или иначе: словесные овцы исчезли, ибо не питались 
духовной пищей учения — ведь в яслях Церкви не было
 духовных быков, то есть учителей. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Ибо смоковница не даст цвета и не будет плода на виноградных лозах, дело маслины обманет и поля не дадут хлеба. Мелкий скот будет уничтожен из загона и крупного скота не будет в стойлах** Соответственно Еврейскому, – по которому мы выше сказали: «Разрушение да проникнет в кости мои, и гной пусть ползет из-под ног моих, чтобы я остался спокоен в день страдания моего, чтобы я присоединился к народу моему» или нашему, готовому в путь, – предшествующее с последующим связывается так: Я потому захотел в настоящее время перенести страдания, а затем подняться к народу крепкому, что придет день страдания и нужды; и когда прочие будут находиться в утеснении, я буду радоваться о величии Твоем: «ибо смоковница не даст цвета, и не будет отпрыска на виноградных лозах: дело маслины обманет, и поля не дадут хлеба», и проч. Так как эти слова только в немногом отличаются от перевода LХХ, то мы будем рассуждать о них одновременно. Когда придет день страдания, и я поднимусь к народу моему, который некогда странствовал со мною, или когда придет день разгрома иудейского и народа первого, и когда будет оставлена дочь Сиона, как палатка в винограднике и как хижина на огороде, и как город, который берут приступом, я, избранный из среды погибающего народа, о котором у Исаи сказано: //Если бы Господь... не оставил нам семени, то мы были бы, как Содом, и уподобились бы Гоморре// [[old:is:01:09|(Ис. 1, 9)]] присоединюсь к ученикам Христовым; а так как Он учит их на горе, то я приступлю к горам, оставив внизу смятение и изнемогающих. Ибо не дала плода смоковница, к которой пришел алчущий, как говорит Евангелие Господь, и не нашел на ней плодов и проклял ее словами: //не принесешь плода во век// [[new:mf:21:19|(Мф. 21, 19)]]. Тщательно рассуди о словах: //не принесешь плода во век//; не говорит: „во веки веков“, но только пока минет век этот, и войдет полнота язычников; тогда и эта смоковница принесет плод свой, и весь Израиль будет спасен. Эго та смоковница, к которой в третий раз проходит Господин и хочет уничтожить, как не приносящую плода, и о которой садовник, имевший наблюдение за нею, умоляет, чтобы Господин дал ей время, и говорит: Господи, //оставь ее еще на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, может быть она принесет плод; а если... нет, тогда Ты срубишь ее// [[new:lk:13:08|(Лк. 13, 8]]–[[new:lk:13:09|9)]]. Садовник этот есть или Гавриил, или Михаил, которому вверен народ Иудейский: он просит Господа с состраданием и говорит: „Господи, дай ему время для покаяния и не погубляй их, может быть они и дадут плоды, а если нет, тогда подвергнешь их наказанию“. Он говорит: „если они дадут плоды“, не сказал, что они будут упорствовать; также не сказал Он: „если они дадут плоды, то будут оставаться, как были“; но сказал: „может быть они и дадут плоды“ и мысль прервана, как бы подразумевается, что тогда Ты перенесешь их в церковь язычников и пересадишь в иной виноградник. Господь пришел в третий раз и не нашел в них плода, – именно: в первый раз дал закон чрез Моисея, во второй – говорил чрез пророков, в третий пришел Сам, и наконец в четвертый раз по страдании Своем, давши им для покаяния сорок четыре года, подверг их погибели, так как они не принесли плода. Впрочем это заключение представляется нашему пониманию. В самом деле, в притче не указывается, что́ потом сделал бы Господин; в притче садовник только представляется умоляющим. Вследствие этого мы делаем замечание, что те, которые от этой смоковницы дали плоды, были присоединены к народу из язычников, к которому восходит и пророк, говоря: «Я успокоюсь в день страдания, чтобы взойти к народу странствования моего» А те, которые не принесли плодов и пребыли в ожесточении своем были подвергнуты погибели. Это же обозначает и голос Иоанна в Евангелии: Вот //секира положена у корня дерев или дерева. Всякое дерево, которое не сотворит плода// (или: не творит плода доброго) //будет срублено и повергнуто в огонь// [[new:mf:03:10|(Мф. 3, 10]]; [[new:lk:03:09|Лк. 3, 9)]]. Относительно смоковницы мы сказали, показывая, что это – народ иудейский. Скажем и о винограднике; и это поймет каждый, кто будет читать Исаию: //Виноградник создан Возлюбленному на отроге, на месте изобильном// [[old:is:05:01|(Ис. 5, 1)]] и затем: //И ожидал я, чтобы он принес плод, а он принес терние//, и вместо правды – вопли [[old:is:05:02|(Ис. 5, 2)]]; и у Иеремии: //Тебя, плодородную настоящую лозу, я насадил, каким же образом ты превратилась// в горечь лозы чужой [[old:ier:02:21|(Иер. 2, 21)]], и еще яснее в псалмах: //Лозу ты пересадил из Египта, отбросил язычников и насадил ее// [[old:ps:079:09|(Пс. 79, 9)]]. Это именно та лоза, к которой Отец часто посылал рабов [[new:mf:21:start|(Мф. 21, 33–40),]] чтобы собрать с нее вино, которое увеселяет сердце человека; но так как она обратилась в горечь и напоследок осмелилась даже убить Сына Хозяина дома, принося не виноград, а терние, и вместо праведного суда – крики: Распни, //распни Его//:, и: //не имеем царя кроме Кесаря// [[new:in:19:start|(Ин. 19, 6–15)]]; то: //Вепрь из леса вырвал ее с корнем, и дикий зверь объел ее// [[old:ps:079:14|(Пс. 79, 14)]]. Под маслиною же легко усмотрит людей синагоги тот, кто будет читать у Апостола [[new:rim:11:07|(Рим. 11, 17)]] об отломленных ветвях, маслины и относительно нас, привившихся от маслины дикой; таким образом мы будем понимать под ветвями множество отрезных иудеев, а под корнями – избрание апостолов, твердо держащееся; привитые к ним мы будем оставаться, если сотворим плод, тогда и будет сказано о нас: Сыны //твои, как молодые отпрыски маслины вокруг трапезы твоей// [[old:ps:127:03|(Пс. 127, 3)]]. Многие думают понимать смоковницу, маслину и виноградник в отношении к таинству Троицы, – именно так что под смоковницею по причине сладости плодов понимается Дух Святый; под виноградником же Сам Господь наш Иисус Христос, который говорит в Евангелии: //Я есмь лоза истинная// [[new:in:15:01|(Ин. 15, 1)]]. Маслина же – Богь Отец всемогущий, от которого просвещается все, и от Которого исходит свет, и Которому мы можем говорить: О маслина! //во свете Твоем мы увидим свет// [[old:ps:035:10|(Пс. 35, 10)]], т е. в Сыне увидим Духа Святого. К этим обильным плодами древам и изобильнейшему винограднику приходят, – как говорит книга Судей, – древа неплодородные и просят, чтобы они царствовали над ними [[old:sud:09:08|(Суд. 9, 8)]]. Но над деревьями лесными, сохраняемыми для огня, никогда не господствуют маслина, смоковница и виноградник; а скорее управляет ими терновник, покрытый шипами, похожий на еретика, который живет в Вавилоне и постоянно находится в оврагах. Это деревцо не только имеет шипы, но заключает в себе и огонь, наносящий раны и пожигающий все, к чему только ни прикоснется. Посему огонь вышел и истребил деревья лесные. Но ты должен знать, – в соответствие с вышеизложенным пониманием, в котором слова: «Смоковница не произведет плода, и не будет отростков на виноградных лозах» мы относим в синагоге, что это говорится не о плодах, а о добрых делах. Загадка вполне объясняется на маслине в словах: «Дело маслине обманет». В самом деле, плоды. которые они должны были принести, обнаруживаются в делах: обманет дело маслины, которая одно обещает, а другое делает; Это – они говорящие Моисею: //Все, что ни повелишь Господь, мы сделаем//[[old:ish:24:07| (Исх. 24, 7)]], и не хотящие верить в Того, Который провозвещен Моисеем. И поля также не принесут плода. Обрати внимание, что Иерусалим, некогда расположенный на горах, и: //горы вокруг его//, и:// основания его на горах святых// [[old:ps:124:02|(Пс. 124:2]], [[old:ps:086:02|86:2)]], ныне называется низменным и полевым; он не питает не только людей, – животных разумных, – но даже и мелкого и крупного скота быков, о которых и Соломон говорит в притчах: //Приложи заботу о тех странах, которые находятся на полях и нарежь травы и заготовь сена, чтобы иметь овец для пропитания// [[old:pr:27:start|(Притч. 27, 23–26)]]; также и быков не будет в загонах: ибо где загоны наполнены, там явно открывается сила волов [[old:pr:14:04|(Притч. 14, 4)]]. Вол пригоден для работы; он носит ярмо Господа; блажен тот, кто будет сеять семя по следам вола. Но все это будет отнятому народа, который поступил неправедно пред Богом Творцом своим. Посему, если ты захочешь или не захочешь под днем страдания понимать день конца мира, то будешь относить все сказанное в тем, которые хотя и говорят, что они принадлежат к церкви, но не имеют дел праведных. И смоковница, и виноградник, и маслина, – именно Таинство Троицы, – не принесут в таковых людях плода своего, и они не имеют не только пищи и плодов для существ разумных, но даже и жита для мелкого и подъяремного скота на полях своих, и загоны их пусты, и вместо того, чтобы проводить время на горах возвышенных, они проводят его в долинах и в местах низменных. //**Две книги толкований на пророка Аввакума к Хроматию.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах** См. Толкование на [[old:avm:03:16#lopuxin_ap|Авм. 3:16]] [<10>]