[<10>] ====== Толкования на Чис. 5:6 ====== ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 6-7, 12-13, 18, 24, 28 **Муж или жена, иже аще согрешит, да отдаст преступление истое, и пятую часть да приложит к тому, емуже согреши** Сей закон распространяется и на согрешивших в том, что, по какой-либо причине, не вносили десятин в назначенное время. **Мужа, мужа аще преступит жена его, и утаится сие от очию мужа ея, и укрыется, жрец напоит жену водою обличения; и аще не будет осквернена жена,** останется невредима, и плодствовати будет, то есть, если прежде была неплодна, то за обиду вознаграждена будет разрешением утробы ее. Поелику же она нестрогою и вольною жизнью возбудила в муже ревность, то должна подвергнуться очищению, а муж как страж ее, должен очистить ее от греха. **В руце же жреца да будет горькая вода обличения.** Это была вода, над которою жрец произносил проклятия, и которая потому называлась водою укоризны. //**Толкование на книгу Числа.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== Ст. 6-9 ** скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили; если же у него нет наследника, которому следовало бы возвратить за вину: то посвятить это Господу; пусть будет это священнику, сверх овна очищения, которым он очистит его; и всякое возношение из всех святынь сынов Израилевых, которые они приносят к священнику, ему принадлежит** Легчайшие грехи назвал человеческими, потому что естеству человеческому, как удобоизменяемому, невозможно быть свободным от всех грехов. Сказано: //«никтоже чист от скверны, аще и един день житие его»// [[old:iov:14:04|(Иов.14:4, 5)]]. Посему-то и божественный Давид взывает: //«не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк человек»// [[old:ps:142:02|(Пс.142:2)]]. Един Владыка Христос, и как человек, и как Бог, не имеет порока. И провидя сие, Пророк Исаия взывал: //«Иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его»// [[old:is:53:09|(Ис.53:9]]; [[new:1pet:02:22|1Пет.2:22)]]. Посему не имея собственных грехов, приял на Себя грехи других. Ибо //«Сей грехи наша носит и о нас болезнует»// [[old:is:53:04|(Ис.53:4)]]. И великий Иоанн взывает: //«се Агнец Божий, вземляй грехи мира»// [[new:in:01:29|(Ин.1:29)]]. Посему и //«в мертвых свободь»// [[old:ps:087:06|(Пс.87:6)]], как неправедно претерпевший смерть. Итак, божественный закон учит, как должно врачевать прегрешивших нетяжко. Ибо нарушившему какое-либо условие повелевает сперва исповедать грех, а потом взятое у обиженного возвратить ему сполна, приложив еще пятую часть [[old:chis:05:07|(Чис.5:7)]]. А если бы случилось, что обиженный, прежде нежели обидевший раскается, кончит жизнь, то отдать это ужику. Ужиком же называет принадлежащего к роду, и порядок рода был следующий: первый – сын, потом дочь, потом брат отцев, а потом брат дедов. Если бы не было никого из таковых, заступает место ближайший сродник. А если бы не нашлось сродника, то закон повелевал сказанное выше приносить Богу. Ибо сказано так: //«аще же несть человеку ужика, яко отдати ему преступление, отдаемое Господу, жерцу да будет, кроме овна очищения, имже помолится о нем»// [[old:chis:05:08|(Чис.5:8)]]. Постановлено же и приносимые начатки снедать жрецам; потому что начатком народа были левиты, а начатком левитов – архиерей. Посему, как начатки, пользовались они начатками. //**Вопросы на Восьмикнижие.**// ===== Лопухин А.П. ===== **скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та** См. Толкование на [[old:chis:05:05#lopuxin_ap|Чис. 5:5]] [<10>]